24 октября в Аткарске в 1913 году

100 лет назад евреям разрешили торговать в нашем городе обувью.

Что, собственно, в этом событии особенного, спросит читатель? Во-первых, в царской России места проживания евреев ограничивались чертой оседлости — это несколько белорусских и украинских губерний. Селиться в Поволжье им было запрещено. Исключение составляли лица с высшим образованием, адвокаты, врачи, дантисты, аптекари и еще некоторые категории специалистов. Во-вторых, закон ограничивал предпринимательские права евреев, поэтому на торговлю в Аткарске и требовалось специальное разрешение, которое выдавал лично губернатор. Стоит ли после этого удивляться, что в рядах российских революционеров было столько еврейской молодежи, которая протестовала против бесправия?

Разрешение на торговлю еврею. По ходатайству дантиста еврея Ш.М. Эстеркина губернатор разрешил ему открыть в Аткарске торговлю галантереей и обувью, но с тем, что он продолжал заниматься своей специальностью.

Воры-гастролеры. Недавно в городе появились так называемые форточные гастролеры и успели совершить несколько искусных краж. В квартире заведующего казенным лесничеством г. Крылова похищено много ценных вещей. Дом, занимаемый г. Крыловым на ул. Стрижевской, огорожен высокой железной решеткой и ночью во двор спускаются и разгуливают такие церберы, от рычания которых прохожим на улице становится жутко. В ночь совершения преступления церберы молчали, а после двое суток ходили как очумелые и много спали. Вероятно, их опоили чем-то наркотическим, — пугала жителей газета «Саратовский листок».

24 октября в Аткарске в 1913 году

Автор текста: Елена БАДИКОВА

Аткарская газета