Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

.Сегодня — День железнодорожника.

"31/I 1946 г. с.в. Депо Кот-во. Тая Василенко+Леня Рубанов. Встреча в паровозе", — вот такая надпись есть крышке металлического сундука в грузовом отсеке паровоза. Что символизирует знак "плюс", известно каждому и даже перевода на другой язык не требует. Фантазия легко рисует романтическую встречу молодых людей. Дата говорит о том, что они пережили страшную войну. Надпись мог нанести сварщик. "Но тогда они были на вес золота, — пояснил старейший аткарский мащинист Анатолий ИВЛЕВ, водивший "Эу686-31", — скорее всего, это был кузнец".

Три месяца назад журналист "АГ" начал поиски со станции Котельниково. Потом звонки и письма полетели в Волгоград, на станции Сарепта и имени Максима Горького, куда передали архив, обращения — в социальные сети, районные газеты. Таю искать было бессмысленно — женщины меняют фамилию при вступлении в брак, а вот Рубановых оказалось не меньше десятка, но Леонида ни среди откликнувшихся, ни среди их родственников, увы, пока не нашлось. Но есть номера телефонов, на которые абоненты пока не отвечают, значит,есть еще надежда узнать историю именно нашего паровоза.

Уважаемые, аткарчане, если вас заинтересовала тайна, подключайтесь к поискам! Тогда на паровозе появится табличка с романтической историей, а его трудовая биография сродни всем паровозам этой серии и хранится в музее локомотивного депо станции Аткарск (СПМС-335).

Самый удачный дореволюционный товарный паровоз серии Э пробивал себе дорогу в течение 7 лет, преодолевая сопротивление чиновников и недоверие специалистов. Первые машины этого типа вышли на рельсы в 1912 году, последние, уже значительно доработанные – в 1957-м. В Аткарске локомотивы серии Э появились в 1919 году.

В марте 1926 года «Эшак» доставил из Москвы аткарских делегатов Всесоюзного съезда железнодорожников. Помимо планов, Илья ХАРИТОНОВ, Павел ШМЫРОВ, Василий НИКИФОРОВ. Василий ПЛАТИЦИН, Иван ЛУШНИКОВ, Иван СЕМИН, командир бронепоезда Алексей АЛПАТОВ привезли известие об обеспечении форменным обмундированием. Железнодорожники получили однобортные кители с отложными воротниками, на которых крепились петлицы с заглавными буквами названия дороги. На нагрудных бляхах — аббревиатура «НКПС» (народный комиссариат путей сообщения) и новый герб с изображением серпа и молота.

Российский, а впоследствии и советский паровоз класса «Э» стал самым массовым локомотивом за всю историю паровозостроения. Над производством «Эшаков» трудились не только 6 отечественных, но еще и более двух десятков заграничных заводов Швеции, Германии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польши. Локомотив оказался весьма неприхотливым и работал как на грузовых, так и на пассажирских перевозках. Всего за 45 лет их было выпущено 10853, в том числе — 4138 за рубежом – такой массовостью не может похвастаться ни один из конкурентов. Легендарного «Эшака» на ходу аткарчане видели 9 мая в образе «Поезда Победы».

В годы Великой Отечественной войны из них формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения, которые обеспечивали военные перевозки, сыграв значительную роль в победе Советского Союза. Из Аткарска в спецподразделения НКПС были мобилизованы машинисты Иван БОГАЧЕВ, Виктор БОГОМОЛОВ, Николай ВАРАНИН, Николай ЕГОРОВ, Виктор СДОБНОВ, Алексей ИВАНОВ, Василий НИКИФОРОВ, Михаил РЕЗНИКОВ, Владимир СЕРБИНОВИЧ, Николай СИДЕЛЬНИКОВ, Анатолий СМИРНОВ, Николай ЗОТОВ, Михаил ГРОМОВ, Федор ИВАНОВ.

Поезда с особо важными и срочными грузами сопровождали машинисты братья Виктор и Владимир АРЖАНОВЫ, П.П. САВЕЛЬЕВ, А.М. МИХАЙЛОВ, А.С. ЧЕРЕМАШЕНКО, И.С. БАХМЕТЬЕВ. На равных с мужчинами водили паровозы Ангелина ЧУГУНОВА, Нина ВЕРШИНИНА, Мария ФЕДОТОВА, Юлия ИВАНОВА, Александра МИЛЮКОВА, Александра ЧЕРНЯКОВА, Зоя НИКОЛАЕВА, Клавдия РАЙСКАЯ, Анастасия МИЩУК, Мария САДОВСКАЯ, Любовь МИЛОВАНОВА, кочегар Анна ИЛЬЯШЕНКО.

Перед выходом на заслуженный отдых "Эшаки" до конца 60-х годов выполняли роль маневровых, потом их паровые котлы использовали для обогрева помещений депо.Теперь легендарные паровозы стоят по всей России как памятники десятку поколений железнодорожников.

"АГ" благодарит за помощь председателя профсоюза железнодорожников РОСПРОФЖЕЛ Сергея СВОТИНА и поздравляет всех работников отрасли с профессиональным праздником!.

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Аткарский паровоз хранит тайну романтической любви (ФОТО)

Автор текста: Елена БАЗАРОВА

Аткарская газета