Как Аткарск был центром добычи речного перламутра

Как Аткарск был центром добычи речного перламутра

«Мать жемчуга» — так звучит слово перламутр в переводе с немецкого. В 50-60-е годы ХХ века Аткарский район был центром добычи речного перламутра.

«А у вас нет такого же, только с перламутровыми пуговицами?» – спрашивал герой всенародно любимой комедии «Бриллиантовая рука» Семен Семенович Горбунков. очередной раз пересматривая любимую комедию, аткарчане не подозревают, что пуговицы для халатика роковой соблазнительницы Анны Сергеевны могли быть изготовлены из аткарского перламутра.

Комедия вышла на экран в начале 1970-х, и тогда перламутровые пуговицы были на пике моды моды, они украшали дамские платья и мужские рубашки. Дешевый и доступный перламутр для советских модниц добывали из речных раковин. Центром добычи речного перламутра с середины 50-х годов прошлого века стал Аткарск.

Это было время, когда в нашей Медведице ценных моллюсков добывали тоннами. Перловицы – так называют ракушек, из створок которых получают блестящий перламутр — белый, с голубым, розовым, золотисто-сиреневым, зеленовато-желтым отливом. Перловицы очень капризны и живут только в чистых водоемах, но 60-70 лет назад вода в Медведице была такой чистой, что перловицы обитали в ней целыми колониями.

Мы отыскали номер областной газеты «Коммунист» за 1959 год, где добыче перламутра в Медведице посвящен целый репортаж. Процесс описал известный аткарский журналист Модест Лебединский. Добыча шла в гигантских масштабах, варварски. Ловцы перламутра с лодок прочесывали русло и металлической сеткой вычерпывали раковины со дна реки. Товарными считались раковины с десятилетнего возраста, тогда у них внутри образуется толстый слой перламутра. На берегу моллюсков варили, отделяли створки от мяса и отправляли в Романовский район на переработку.

В поселке Романовке работал целый  перламутровый завод. За 1959 год он выпустил 36 млн пуговиц — для этого нужно было извлечь из рек 700 тонн раковин.

Как Аткарск был центром добычи речного перламутра

Сколько перловиц после этого уцелело, смогли ли они восстановить численность, никто не считал. Не интересовались тогда и тем, как скажется тотальное уничтожение ракушек на экосистеме Медведицы – ведь перловицы пропускали через себя частички ила и очищали реку. Всех интересовал только план.

Поэтому, когда мы вздыхаем, что вода в Медведице стала не такая прозрачная, как раньше, — виной тому только бесцеремонное  вмешательство человека.

Промышленность давно перешла на искусственный перламутр, а в аткарских реках перловицы встречаются всё реже и реже. 

Автор текста: Елена БАДИКОВА

Аткарская газета