Легендарный Фидель Кастро жал руку чабану из Барановки

Живет в Барановке пенсионер Анатолий Петров. До выхода на пенсию работал он обычным чабаном, пас колхозных овец. Как пришла пора – вышел на заслуженный отдых. Вроде бы ничего примечательного, но 60 лет назад он участвовал в историческом событии. В 1963 году Анатолию Петрову жал руку известный всему миру легендарный команданте Фидель Кастро.

Анатолию Владимировичу 84 года. В 1962 году, будучи сержантом советской армии, он встал на защиту острова свободы, так еще называли Кубу. Тогда, шестьдесят лет назад песню «Куба – любовь моя» слышал каждый, а лозунг кубинской революции «Родина или смерть» отзывался в сердцах советских людей. А имена отважных революционеров Че Гевара, Фидель Кастро знали даже малыши.

— Служил на военном аэродроме около Озинок. Осенью 1962 года нас собрали и сказали, на Кубе будем служить. Фидель попросил у СССР помощи, США хотели захватить Кубу, и нас отправили на помощь. До острова свободы добирались на корабле. Плыли через океан целый месяц в строжайшем секрете. Всю дорогу нас подводная лодка сопровождала. Мы были в гражданском, но на палубу можно было выходить  максимум по три человека и, то только в сопровождении, — рассказал Анатолий Владимирович.

Операция «Анадырь» по переброске людей и техники за океан проходила под носом у американцев.

Служба на Кубе практически ничем не отличалась от службы на нашем аэродроме. А вот окружение было совершенно другое.

— Нам все было интересно, но просто так прогуляться по городу, где мы стояли, было нельзя. Если и получали увольнительную, то в город только с сопровождающим отпускали. Куба чем мне запомнилась — там всегда жарко. В самые холодные месяцы около 25 градусов тепла, а летом — больше 40 градусов. Мне это понравилось. Я зиму не люблю. На острове свободы я впервые кока-колу попробовал. Ничего так вкус, понравилось. У нас она появилась только через 30 лет, — поделился Анатолий Владимирович. – На аэродром, на котором я служил, часто высокое начальство прилетало. Фиделя Кастро не раз видел. Когда уже домой собирались, нас на аэродроме построили, Фидель к каждому подходил, лично руку жал, медаль вручал и за службу благодарил. И меня тоже наградил и поблагодарил. Интересный человек.

На родине о службе на Кубе, о том, как его награждал Фидель Кастро, рассказывать было нельзя. Операция была строго засекречена. А когда данные о Карибском кризисе рассекретили, большинству эта тема уже и не интересна стала.

— Я до армии простым чабаном был. После армии опять решил овец пасти. Сначала в Озинках пожил, но мне там не понравилось. Знакомые посоветовали в Барановку переехать. Село мне понравилось. Остался тут жить. Работа тяжелая была, в отаре около 3000 голов, с весны и до осени пас. А потом колхоз развалился, скотину перевели. Сейчас вот на заслуженном отдыхе, пенсия у меня хорошая. Отдыхаю, с правнуками занимаюсь. Их у меня двое, — рассказал участник Карибского кризиса. — О службе на Кубе меня редко спрашивают, забыли уже.

На фото Анатолий Владимирович Петров вместе с правнучкой Екатериной Чудиновой.

 

 

Аткарская газета