О французских захоронениях рассказал бывший работник кирпичного завода.
Наш постоянный читатель, пенсионер Владимир ЧЕЛМОДЕЕВ высказал свою версию, кому принадлежат человеческие черепа, найденные в ноябре на окраине Аткарска. Прочитав публикацию в газете "Загадка длиною в век", Владимир Николаевич вспомнил историю, как в середине 70-х годов XX века рабочим кирпичного завода запретили тянуть по этой территории водопровод.
Владимир Николаевич тогда работал на заводе. Когда они начали рыть траншею, тоже наткнулись на останки. Приехали представители власти, стали разбираться. Историк Владимир Николаевич ИГНАТЬЕВ, автор книги "Город Аткарск", высказал версию, что на этом месте были захоронения французских солдат, попавших в плен во время Отечественной войны 1812 года.
Тогда от руководства города поступил приказ закопать траншею, потому что по территории кладбища воду тянуть небезопасно — грунт содержит трупный яд. Водопровод протянули в другом месте.
Мы решили проверить версию Игнатьева, потому что 200 лет назад эта территория действительно была покрыта лесным массивом, остатки которого до сих пор именуются Засекой. В книге Н.Ф. Хованского "Участие Саратовской губернии в Отечественной войне 1812 года", изданной в 1912 году, мы находим, что Аткарск был этапным пунктом между Москвой и Саратовом. Пленных французов пригоняли большими партиями из Тамбова, размещали их летом в балаганах в Засеке, а зимой — в по крестьянским домам в пахотной слободе. Среди французов ходила какая-то болезнь, среди пленных были доктора, которые и лечили своих соотечественников. Сохранился рассказ современника о том, как истощенные французы по неосторожности набросились на поспевающие на огороде огурцы, дыни, арбузы, а потом стали умирать по несколько человек в день. Их хоронили в Засеке: "Накладут, бывало человек десть мертвых, а между ними человека два-три с признаками жизни и везут их хоронить в общую могилу".
Потом это место получило название "Французская поляна". Историки до сих пор спорят о ее местонахождении. Возможно, это она и есть, а черепам — не 100, а 200 лет?

Автор текста: Елена БАЗАРОВА



