Обновленный музей локомотивного депо хранит историю трудового и ратного подвига аткарских паровозников

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в Аткарске отремонтировали музей локомотивного депо.

— ПЧМ-Аткарск я возглавил в октябре прошлого года. И помещения, в которых располагается музей, производили удручающее впечатление. Собрались с коллективом, подумали и решили сделать хотя бы косметический ремонт, — рассказал «АГ» руководитель ПЧМ-Аткарск Сергей Балыков.

Всю работу выполнили старейшие работники предприятия Владимир Осипов и Анатолий Аверьянов. Они покрасили стены помещений, где расположен музей, отремонтировали стенды, смонтировали новое освещение, упорядочили экспозиции и сделали много мелкой, но очень важной работы.

Музей локомотивного депо был открыт в 1985 году. Тут наглядно показана вся история предприятия – с момента открытия и до наших дней. Отдельное место занимает экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне.

В начале 1941 года в нашем депо работали 600 человек. Когда началась война, на фронт призвали 300 деповчан. Оставшиеся работники практически жили в цехах и в паровозах. Рабочих рук катастрофически не хватало – на работу в депо пришли женщины и подростки. Они выполняли тяжелую мужскую работу. Например, Надежда Олейник, Анна Астахова и Евгения Слепова, работали кочегарами паровозов.

— Труд кочегара неимоверно тяжел. Например, чтобы состав дошел из Аткарска в Ртищево, нужно было закинуть в топку как минимум 16 тонн угля, — рассказал корреспондентам «АГ» Владимир Осипов.

Отличились наши деповчане и на полях сражений – командир отделения управления минометной роты 202-го гвардейского стрелкового полка 68-й гвардейской стрелковой дивизии, гвардии сержант Иван Григорьевич Зелепукин был удостоен звания герой Советского Союза. В 1947 году он был демобилизован из Советской Армии, в 1951 году окончил юридическую школу и первый курс Саратовского юридического института , переехал в Воронеж, где работал в органах прокуратуры. А до войны Иван Григорьевич трудился в аткарском депо электриком.

Интересна история нашего земляка Владимира Петровича Григорьева.

6 июля 1943 года в бою на орловско-курской дуге пять фашистских пуль попали гвардейского минометчика. Сослуживцам показалось, что Григорьев убит, родным отправили похоронку. Как выяснилось позже, несмотря на серьезное ранение, Григорьев выжил. И после нескольких месяцев лечения вновь вернулся в строй. А по словам Владимира Осипова, после войны Григорьев вернулся Аткарск и работал в депо.

Еще один уникальный экспонат нашего музея – переходящее красное знамя Рязано-Уральской дороги. В 1940 году оно было оставлено в нашем депо на вечное хранение за неоднократные победы во Всесоюзных конкурсах, эстафетах и профессиональных соревнованиях. В первые дни Великой Отечественной войны аткарские паровозники вручили его одной из воинских частей с наказом дойти Берлина и водрузить его над поверженным рейхстагом. И бойцы выполнили наказ — пройдя с боями тысячи километров, они водрузили знамя на фасад повергнутого Рейхстага. А в 1946 году стяг был возвращен деповчанам.

Хранятся в музее и главные железнодорожные часы Аткарска – паровозный гудок. С 1891 года он поднимал железнодорожников по утрам, сообщал о начале и конце рабочего дня.

— Гудок был слышен во всем городе, — вспомнил Владимир Осипов. – Я лично слышал, как он гудел. Гуляешь с друзьями на улице, а тут гудок раздается – это значит домой нужно бежать, скоро отец домой с работы придет.

В последний раз гудок прозвучал над Аткарском в 1960 году, когда на смену паровозам пришли тепловозы.

И это только небольшая часть удивительных историй о ратном и трудовом подвиге аткарских деповчан. И как заверил руководитель ПЧМ-Аткарск, двери музея открыты для всех желающих.

 

Аткарская газета