Шесть мгновений войны. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны со страниц «АГ»

На страницах старых газет живут бесценные воспоминания наших ветеранов. Четыре поколения журналистов районной газеты собирали рассказы фронтовиков, тружеников тыла, детей войны о годах Великой Отечественной войны. Сегодня это – история! История, которая бередит души своей искренностью и генетически живет в нас.

Пулеметный расчет школьников из Озерного

Участник Великой Отечественной войны житель села Озерное А.С. Лазарев в 1975 году прислал в районную газету свои воспоминания о войне.
«В 17 лет я и мои одногодки Иван Букесов, Михаил Королев и Алексей Приходько ушли на фронт. Попали в 51 гвардейскую дивизию. Попросились в одну роту. Когда в роте узнали, что мы из одного села и из одной школы, нас зачислили в один пулеметный расчет. Дали станковый пулемет, автоматы, противотанковые гранаты. Свой первый бой приняли в Прибалтике. Задание было сложным – приказано занять выгодную высотку, укрепиться и вести огонь по фашистам. Задание мы выполнили, но в этом бою погиб Михаил Королев. Он так и не стал совершеннолетним».

Спасая немецкую девочку

Аткарчанин Николай Васильевич Почаев поделился с редакцией газеты воспоминанием о спасении немецкого ребенка.
Это было в конце апреля в городе Бухольц близ Берлина. Нам сказали, что прямо на мостовой лежит убитая женщина, а рядом с ней плачет девочка 2-3 лет. Фашистские снайперы не давали возможности забрать ребенка. Наводчик экипажа сибиряк Алексей Масалов под прикрытием танка сумел подобрать девочку, но тут фашисты ударили в наш танк фауст-патроном. Машина загорелась, мне с трудом удалось вытащить из люка тяжело раненного водителя саратовца Владимира Рылякова. У него оказались перебитыми ноги, на плащ-палатке я попытался оттащить его подальше от горящего танка, и вдруг почувствовал резкую боль в спине. Очнулся в госпитале, от криков и стрельбы. Пришел долгожданный День Победы. Мне ничего не известно о судьбе девочки и Алексея Масалова. А Владимир выжил, но остался без ног.

Интернациональный подарок — снаряд с песком

Учитель школы №9 Александр Беляев вспоминает о случае на фронте:
«5 мая 1945 год, Австрия. На фронте короткое затишье, бойцы дремлют в окопах под майским солнышком. И вдруг раздался огромной силы взрыв. Стреляли из дальнобойной пушки. Недолет! Следом второй – перелет!
— Следующий наш, — раздались многочисленные встревоженные голоса. Все хорошо знали, что такое «вилка». И вот он –наш! Задрожала земля, посыпались стены окопа, но взрыва не произошло. В полутора метрах от меня лежал огромный «гостинец». Позже выяснилось, что снаряд был набит песком.
Кто он, набивший снаряд песком вместо тола? Итальянец, бельгиец, немец? Кто бы ни был, спасибо тебе за жизнь!».

Мы вернемся, родные!

Воспитанник санаторного детского сада «Родничок» на улице Революционной Вячеслав Воробьев вспоминает:
— Мы — дети войны, были очень впечатлительны, и кружившиеся над городом самолеты интересовали и беспокоили нас. Воспитатели рассказали, что в Саратове делают самолеты-истребители, а на аэродроме в Синицино проходят испытательные полеты. Мы махали самолетам руками и кричали: «Ястребки летят, наши ястребки». Однажды, весенним теплым днем мы гуляли во дворе, когда в небе пролетело сразу очень много «ястребков». Вдруг два самолета отделились от общего строя и с оглушительным ревом пронеслись над Аткарском, покачивая крыльями с красными звездами, и взмыли вверх. На город посыпались листовки, мы их подбирали, а воспитательница Валентина Федоровна, отворачиваясь и смахивая слезы, читала: «Мы улетели! Мы вернемся, родные!», и еще имена, фамилии.
Вернулся ли кто из них? Но как мы, дети, им этого желали и ждали самолеты.

По улицам Аткарска шагали моряки

Летом 1942 года в Аткарск на переформирование прибыли моряки Черноморского флота. Это были легендарные защитники Севастополя и Одессы, с погибших кораблей. Их было довольно много и улицы заполнились военными моряками в бушлатах, бескозырках, морских клешах. Порядок в городе контролировал морской патруль. Аткарск стал походить на морской город. К осени из моряков был сформирован пехотный полк. Их переодели в обычную солдатскую форму, но они наотрез отказались сдавать ремни и тельняшки. На городской площади был произведен смотр. С новенькими автоматами, в солдатских шинелях, с расстегнутым воротом, чтоб была видна тельняшка, подпоясанные ремнем с морскими якорями они побатальонно маршем с песнями прошли по площади и улицам к железнодорожному вокзалу. Пели они вдохновенно с залихватским посвистом. Жители города знали, что моряки идут воевать под Сталинград, и сопровождали полк до вокзала. На перроне городской оркестр грянул «Прощание славянки». (Из воспоминаний участкового Андрея Арефьева)

Старинный романс в землянке в три наката

Это было в 1944 году. В землянке отдыхали после боя солдаты. Кто-то тихонько наигрывал на баяне любимый романс аткарчанина Тимофея Лапшина «Выхожу один я на дорогу». Но песню оборвал артобстрел. А когда снова наступило затишье, принесли почту. Тимофей Андреевич вспоминает:
— Жена пишет, что у нас появилась еще одна дочка. «У Вали родители погибли на фронте. Я взяла ее к себе? Как ты на это посмотришь, Тимоша?» Отвечаю: «Буду любить, как родную дочь! Ждите с победой»!
Война окончилась, Тимофей Андреевич вернулся в Аткарск, работал на железной дороге, и вдруг из города Гуково Ростовской области пришло сообщение о трагической гибели дальней родственницы. Сиротой осталась девочка. Не раздумывая, Тимофей Андреевич забрал Галю в свою семью. Прошли годы, дети выросли. В день 60-летия Тимофея Андреевича по Всесоюзному радио прозвучал тот недослушанный в землянке романс. Не забыли приемные дочери рассказ отца и сделали ему такой подарок.

 

Аткарская газета