Ужасы концлагеря Осинторф не дают уснуть малолетней узнице из Тургенево

Журналисты «АГ» подготовили к празднику Победы серию очерков о жителях нашего района – участниках Великой Отечественной войны.

Они знали, что их везут в Освенцим, чтобы уничтожить в газовых камерах и сжечь в крематориях. Измученные за 2 года непосильным трудом на торфоразработках, постоянной борьбой за выживание, страхом, унижениями матери и дети уже не верили в спасение. В холодных товарных вагонах свирепствовал тиф. Несколько раз в день полицаи проходили с санитарным обходом. Всех заболевших живых и мертвых выкидывали прямо на ходу из вагонов поезда. Маленькую худенькую Машу, горевшую в тифозном жару матери удалось сберечь, пряча в вещевом мешке. Спасение пришло, откуда и не ждали — на территории Польши товарный эшелон разбомбили советские бомбардировщики.

Из воспоминаний малолетней узницы фашистских лагерей Марии Ивановны МАРТЫНОВОЙ жительнице поселка Тургенево.

Офицерская выправка учителя-фронтовика была предметом зависти мальчишек и обожания девчонок. Николай Николаевич ВИШНЯКОВ считал необходимым рассказывать детям о войне, он приводил примеры мужества и отваги своих однополчан, на уроках НВП раскрывал секреты выживания в трудных фронтовых условиях, был вдохновителем и организатором мероприятий военно-патриотического значения. Его ученики помнят походы по местам Боевой Славы. Керчь, Севастополь, Москва, Ленинград – это были не туристические поездки, дети шли по полям сражений, впитывая в себя горечь поражений и славу побед нашего народа. Более 50 его учеников считают, что только благодаря Николаю Николаевичу они выбрали для себя военные профессии.

Очерк об учителе школы № 3 Николае Николаевиче ВИШНЯКОВЕ в праздничном выпуске «АГ».

Я держу в руках письмо солдата. Короткое, написанное химическим карандашом второпях на небольшом листке бумаги, оборотная сторона которого служила конвертом. Какую радость принесло это письмо жительнице села Новая Осиновка Аткарского района Ульяне Петровне Некрасовой!

— Мамаша, Вы получили извещение, что я убит. Нет, я жив и здоров. Это так получилось, что я попал в окружение. Четверо суток с 18 декабря по 22 декабря. Я эти дни лежал в снегу в балке. А когда я вышел из окружения, попал в другую часть армии.

Сын, которого оплакали, получив похоронку, оказался живым. Было и такое в войну. Каждый подобный случай давал надежду тем, кто получил похоронки. Как они верили в ошибки писаря, в случайность, в чудо! Но как такое письмо оказалось в архиве Центра социального обслуживания населения?

Корреспондент «АГ» ведет поиск солдата по документам архива ЦСОН. О счастливой случайности и социальном обеспечении нетрудоспособных членов семей мобилизованных солдат читайте в следующем номере газеты.

Выписывайте и читайте главную газету нашего района.

Ужасы концлагеря Осинторф не дают уснуть малолетней узнице из Тургенево

Автор текста: Ольга КАПИТОНОВА

Аткарская газета