В торжественной обстановке прошла церемония награждения 42 ликвидаторов памятной медалью «30 лет со дня Чернобыльской катастрофы».
Сегодня в полдень к памятнику аткарчанам-участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС потянулась вереница школьников, людей почтенного возраста с гвоздиками в руках. Корзину цветов к подножию памятника возложили глава администрации района Виктор ЕЛИН и председатель общественной организации чернобыльцев Рашид РАХИМКУЛОВ. Символическую расщелину в земном шаре аткарчане заполнили цветами.
Мероприятие, посвященное Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, собрало в РКЦ ликвидаторов аварии, членов семей, потерявших родных и близких в страшной катастрофе и после нее, а также представителей власти, школьников, жителей города.
В торжественной обстановке прошла церемония награждения 42 ликвидаторов памятной медалью «30 лет со дня Чернобыльской катастрофы».
С трудом сдерживал слезы Александр ЛОШКАРЕВ, сжимая слабыми руками награду и цветы. Химик по военной специальности, в 40 лет он попал в Чернобыль, работал непосредственно на энергоблоке – укладывал бетонные плиты. Александр САВЕЛЬЕВ подвозил горючее, сутками находился в опасной зоне, до сих пор хранит пропуск в зону Чернобыльской АЭС и дозиметр. Геннадий САВИНОВ работал дозиметристом – проверял уровень радиации. Вячеслав МАРКЕЛОВ, проходя срочную службу в Киевском военном округе, стал свидетелем атомного взрыва.
Около 16.00 небосвод со стороны Киева озарился непонятными всполохами. Все восприняли это, как учения. В районе 16.30 из Москвы по части прошел сигнал «Алмаз», который означал, что произошло что-то неординарное. В ночь мы выехали с секретным заданием на полигон в Припять. По прибытии было непонятно, что происходит: темно, все бегают, кричат, со стороны АЭС валит дым и видны всполохи огня. Разбив палаточный лагерь, 4 дня мы выравнивали площадки для посадки вертолетов. Никто не подозревал, какой опасности для жизни подвергся каждый из нас, — рассказал Вячеслав Петрович.
Последствия аварии могли быть неизмеримо больше, если бы не самоотверженность 18-летних мальчишек-солдат срочной службы, которые стали первым щитом для радиации, рвавшейся в Россию и Европу, а потом взрослых 30-40-летних мужчин, специальльно мобилизованных по всей стране.
Память погибших почтили минутой молчания.
И вновь ноги ведут чернобыльцев к памятнику, чтобы коснуться спасенного ими «земного шара» и сделать фото на память.
Автор текста: Елена БАЗАРОВА