Капитан 3 ранга Сергей ШИП
Профессиональным военным Аткарский межрайонный прокурор Сергей ШИП мечтал стать с самого раннего детства.
— В конце шестидесятых — начале семидесятых быть военным было очень престижно. У меня дядя был военным, старший брат — военный. Их пример и сыграл решающую роль в выборе профессии, — рассказал межрайонный прокурор. — Да и воспитание тогда было другое.
Путь к офицерским погонам у Сергея Валентиновича начался в 1984 году, когда его призвали в Вооруженные Силы на срочную службу. Прослужив год, солдат-срочник Сергей Шип поступил в Донецкое военно-политическое училище связи. После училища Родина направила молодого лейтенанта на Дальний Восток в авиационный полк, в котором базировались дальние тяжелые сверхзвуковые самолеты Ту-22. На Дальнем Востоке Сергей Валентинович прослужил до 1993 года, откуда его перевели на Черноморский флот. Но через три года, часть, в которой он был помощником командира полка по юридической части, расформировали. Это были тяжелые для российского флота годы.
— Оценив ситуацию, решил продолжить службу на Северном флоте. Служил на большом противолодочном корабле «Адмирал Харламов» в должности юриста бригады, — поделился Сергей Валентинович.
Годы службы на Северном флоте для юриста бригады стали самыми запоминающимися. В конце 90-х флот сокращал ядерный потенциал, уничтожая баллистические ракеты. «Адмирал Харламов» участвовал в таких операциях в качестве корабля обеспечения.
— Во время одного из походов перед операцией по уничтожению ракет в нейтральных водах была обнаружена американская подводная лодка, которая не имела права там находиться. Чтобы подлодка покинула нейтральные воды, командование кораблем было вынуждено провести предупредительное бомбометание учебными минами. И только после этого американцы покинули квадрат, — поделился Сергей Шип. – А самое зрелищное, что я видел – это уничтожение баллистических ракет. Всплывает наша атомная подлодка, открываются шахты и в небо взмывают огромные ракеты. Такая мощь сразу чувствуется. Когда это своими глазами видишь, ощущения непередаваемые.
В 1999 году «Адмирала Харламова» стали готовить к списанию, а Сергей Шип в звании капитана 3 ранга вернулся на сушу и продолжил служить Родине в органах прокуратуры.
Справка. Советский и российский многоцелевой фрегат с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны Северного флота России «Адмирал Харламов» введён в эксплуатацию 1 апреля 1990 года. Первые 10 лет фрегат «Харламов», помимо службы по предназначению, был визитным кораблём. Ходил в Швецию, Норвегию, в Канаду. Примечательно, что в 1996 и 1997 годах был лучшим кораблём ВМФ по противолодочной подготовке.
Сержант Алексей АБЛИЗИН
В 1984 году в свои 18 лет механизатор из Аткарска Алексей АБЛИЗИН рвался служить в Афганистан. Но судьба решила иначе, и Алексей отправился в Группу советских войск в Германии. Служил в отдельном парковом ракетном дивизионе, дислоцировавшемся в городе Ошац.
— В Германию нас привезли ночью, толком не видно ничего. Со страной познакомился, только когда наша часть на марши выходила. В увольнение же одному нельзя было ходить, только в сопровождении офицера и только в кино. А на марше, когда техника колонной идет, можно было подсмотреть, как люди в Германии живут. Я до армии работал в колхозе и когда увидел, немецких трактористов, глазам не поверил. Сидят они в чистых кабинах, в чистенькой спецовке, — вспомнил Аблизин. – Сильно удивился я тогда. Не вписывалось это в мое представление о профессии тракториста.
По словам Алексея, больше всего его поразила не гражданская жизнь немцев, а германская армия.
— У нас часто соревнования с немцами проходили по армейскому многоборью. Так самое интересное, мы всегда у них выигрывали. Оказалось, что, не смотря на немецкую педантичность и ответственность у них в армии можно было пропускать занятия, если не хочется. А у нас железная дисциплина была. Хочешь, не хочешь, а утром на зарядку выходи. По понедельникам офицеры вместе с солдатами 10- километровый кросс бегали.
Служба в восьмидесятые годы в благополучной Германии вопреки стереотипам, не была легкой. По словам Алексея, в эти годы служить было тяжело, и даже опасно. Дело близилось к объединению Германии. У советских частей немцы часто устраивали провокации. Порой даже стрелять приходилось. Но спустя долгие годы даже эти моменты Алексей вспоминает с улыбкой. Сейчас на нем лежит не меньший груз ответственности, чем на воине-интернационалисте в 80-х. Сержант запаса Алексей Аблизин работает водителем «скорой помощи».
Рядовой Валерий ШЕВЕЛЬ
В последние годы часто можно услышать, что за год службы солдаты научиться ничему не успевают, да и автомат нынешние срочники всего пару раз в руках держат. Слушая таких «экспертов», полицейский отдельного взвода ППС Валерий ШЕВЕЛЬ лишь улыбается.
В армию его призвали в начале декабря 2015 года. Валерий служил в 69-й отдельной бригаде прикрытия.
— Как в других частях, не знаю, а в нашей части солдаты с автоматом практически не расставались. На учения на полигон как минимум раз в неделю ездили. Стрельбы постоянно были, — поделился Валерий. – По должности я был заместитель командира боевой машины, наводчик-оператор. Так что и из автомата пострелял, и из БМП далеко не сотню снарядов по мишеням выпустил.
По словам Валерия, на таких стрельбах произошел случай, который заставил его в корне пересмотреть взгляды на жизнь и отношение к командованию.
Во время стрельб на полигоне загорелась сухая трава. БМП спешно выезжали с полигона. В самый ответственный момент у одной из машин сломался двигатель, и она с полным боекомплектом осталась в поле. Огонь подбирался все ближе и ближе, экипажу пришлось эвакуироваться.
— БМП огонь не страшен, а вот боекомплект мог сдетонировать от нагретой брони, — вспоминает Валерий. – Меня поразил командир роты. Он, в одиночку завел БМП, практически по кромке огня подъехал к сломанной технике, взял ее на буксир и вывез, — рассказал Шевель. – Он мог бы приказать отбуксировать БМП солдатам, но предпочел сделать все сам. Тогда я понял, что настоящий командир – это не тот, кто распоряжения отдает, а тот, кто здраво оценивает ситуацию, может моментально принять верное решение, а если нужно, то и выполнить сложную задачу.