Группа из 35 студентов I и II курсов Института истории и международных отношений СГУ имени Чернышевского вместе с преподавателями ведет под Аткарском археологические раскопки.
На берегу реки Медведица в районе Нижней Красавки археологи исследуют поселение бронзового века. И уже найдены первые сокровища – осколки глиняных сосудов, которые пролежали в земле более трех тысяч лет, кости крупного рогатого скота.
— Два года назад под Аткарском мы обнаружили вход в землянку, которой около 3500 лет, — рассказал археолог Сергей ТАРАБРИН. — Два года назад мы нашли вход в землянку, но работу прервала пандемия. Сейчас ищем ее вторую половину. Уже найдены древние артефакты — осколки глиняной посуды, каменные орудия труда со следами обработки, кости животных и прочие предметы обихода эпохи бронзового века.
По находкам, обнаруженным в этой и предыдущих экспедициях, уже можно восстановить быт людей, построивших землянку на берегу Медведицы 3500 лет назад. О том, как жили древние жители Аткарского края «АГ» рассказал доцент кафедры «История России и археология» Института истории и международных отношений СГУ, кандидат исторических наук Владимир ЛОПАТИН, посвятивший изучению поселений срубной культуры 20 лет жизни.
Факт. Поселение на берегу Медведицы во много раз старше самого известного древнего поселения, найденного в Саратовской области — Увека. Поселение, обнаруженное под Саратовом, относится к позднему средневековью (13 век новой эры). Поселение под Аткарском возникло раньше на несколько тысячелетий (14 век до нашей эры).
Элитная, по меркам бронзового века, квартира на берегу Медведицы, а по факту – яма, площадью около 100 – 120 квадратных метров, накрытая ветками, появилась примерно в начале 14 века до нашей эры. Жили в ней от 50 до 60 человек. Причем ютились они примерно на половине площади, подальше от входа, поближе к углу, в котором постоянно горел костер. Стены были оштукатурены смесью золы и глины. Изнутри жилище было задрапировано камышовыми матами и шкурами животных. Неподалеку от жилья, метрах в 60-ти, располагался родовой курган (кладбище). В стесненных, по меркам современного человека, условиях скотоводы жили не круглый год. Сено тогда не заготавливали, с наступлением холодов мужчины угоняли скот в южные районы, где животные могли добыть себе пропитание.
Старики, женщины и дети оставались зимовать в наших краях. А чтобы враг не разорил поселение, его охраняли воины. Это особая каста, они никогда не работали, а все мирное время проводили в развлечениях, кичились своей смелостью, украшали себя бронзовыми и золотыми пластинами. В мирное время они не приносили обществу никакой пользы. Но только на горизонте появлялся враг, как воины сполна восполняли свой долг.
Мужчины возвращались в родное поселение весной и тогда племя устраивало праздник. Старейшины позволяли забить животное и поесть мясо. Древние скотоводы берегли свои стада и старались приумножить поголовье. Мясо было только на праздничном столе, а в ежедневном рационе преобладала кисломолочная продукция. Все дело в том, что в те времена скот был обменной валютой: чем больше скота, тем богаче род и соответственно, может обменять больше оружия, орудий труда и других предметов быта.
— Судя по обнаруженному культурному слою в этой землянке люди жили недолго, лет 100-150. И это не удивительно, ведь в середине 13 века до нашей эры в эти места пришли захватчики с Урала. Мужчин, скорее всего, перебили, а женщин и детей взяли в рабство, — предположил Лопатин. — На примере этой землянки можно увидеть перемену эпох: пришли захватчики, разрушили, а потом двинулись дальше на запад: на Дон, на Днепр. А к середине 12 века до нашей эры они оказываются на Балканах, где также начинают гибнуть цивилизации.