Театральные огни в Аткарске давно погасли, городской театр закрылся почти 70 лет назад, сценические традиции забыты. А ведь когда-то город дал России замечательных артистов, а местные спектакли удивляли всю губернию. «АГ» решила вспомнить, как это было.
Из конюшни на сцену. Первым аткарским театром был, разумеется, театр крепостной. У его истоков стоял человек яркий и противоречивый Николай Иванович БАХМЕТЬЕВ — гусар и балагур, талантливый композитор и скрипач.Уже в 12-летнем возрасте хорошо играл на скрипке и пианино, но пошел служить в лейб-гвардию, посвящая музыке свой досуг. И только в 1842 году выйдя в отставку, он поселился в аткарском имении Старая Бахметьевка (ныне Лысогорского района) и посвятил себя музыке и театру. Здесь он перестроил дом в готический замок и создал из крепостных крестьян (а их у него было 1100 душ) своего рода музыкальный театр: хор и оркестр, где все духовые инструменты, даже гобои, фаготы, валторны и тромбоны были удвоены, что было редкостью для провинциальных оркестров.
Среди 28 его участников были и крепостные, и наемные музыканты, и ученики-любители, и сам помещик играл на скрипке и дирижировал хором. В далеком захолустном селе оркестр под управлением Бахметьева исполнял знаменитую 9-ю симфонию Бетховена. «Русский народ способен более к классической музыке» — писал про способности своих крепостных сам Бахметьев. Бахметьев привозил своих крепостных музыкантов в Саратов, давал там концерты, устраивал музыкальные вечера и даже ставил сцены из опер. С отменой крепостного права оркестр пришлось распустить.
Сам Бахметьев был отличным музыкантом и своей игрой на скрипке восхищал саратовцев. Написал более 40 романсов, невероятной популярностью у публики пользовались «Песня ямщика», «Спи, младенец мой прекрасный», «Ты душа ль моя, красна девица», которые до сих пор входят в репертуар исполнителей русской классики.
Бесприданница сцены. Вера РОМАНЦЕВА могла стать звездой советского киноэкрана – у нее была запоминающаяся выразительная внешность, невероятное обаяние, яркий темперамент. Верочка Романцева была дочерью владельца знаменитого в Аткарске Романцова сада. В атмосфере домашних спектаклей и музыкальных вечеров, она с детства грезила сценой – рассказывала ее племянница О.И. Пегушева.
Веру приняли в знаменитое тогда всю страну Саратовское театральное училище, из которого вышли кинокумиры тридцатых годов Борис Бабочкин и Борис Андреев. Одну из лучших выпускниц пригласили в местный театр, а потом предложили несколько небольших киноролей.
Казалось, у нее впереди блестящая карьера, Веру увидел знаменитый режиссер Сергей Герасимов («Тихий Дон», «Молодая гвардия», «Лев Толстой») и пригласил на одну из главных ролей в свой будущий фильм. Но планам не удалось осуществиться из-за войны, которая изменила всю ее жизнь. Актрисе пришлось переезжать из города в город и кочевать по сценическим площадкам — Орел, Свердловск, Ташкент, Красноярск, Днепропетровск.
Ее лучшей ролью стала Лариса в «Бесприданнице» Островского. В 1957 году Вере Яковлевне присвоили звание Заслуженной артисткой РСФСР. В конце карьеры В.Я. Романцева и ее муж Н.Н. Дубинский играли в Воронежском театре драмы, и местная публика очень высоко ее ценила.
После спектакля — танцы. В конце 1897 года в Аткарске поклонники сцены из числа городской интеллигенции образовали «Кружок любителей драматического искусства», который стал родоначальником аткарского театра. Он просуществовал как минимум 4 года.
Спектакли давали то в здании городской управы, то в железнодорожном училище. Спектакли ставили зимой, и скучающая неизбалованная зрелищами публика валила на представления, в антракте играл оркестр, после спектакля начинались танцы. Билеты продавались в фотографии Попова и аптеке Талдыкина, места в первом ряду были в несколько раз дороже, чем в последнем — 1 ряд – 1,5 рубля, 11 ряд – 40 копеек. Выручка шла на благотворительные цели: «в помощь аткарских студентам», «в пользу бедных г. Аткарска», на устройство общественной библиотеки, в пользу литературного фонда, на помощь погорельцам с. Екатериновки.
Каждый сезон проходило несколько премьер, к каждой шили костюмы, делали декорации, печатали афиши. Увлеченная группа чиновников, учителей, почтовых и железнодорожных служащих, отставных военных, дворянских девушек ставила пьесы Чехова и Островского, забавные водевили и комедии «Жертва за жертву», «Школьная пара», «В погоне за прекрасною Еленой». Зрители приходили в театр посмотреть на своих любимцев. Вдохновителем любительской труппы стал Петр Сергеевич ЛОДЫГИН — отец знаменитого художника Сергея Лодыгина, который приехал служить в Аткарск. Он выступал режиссером и охотно играл главные мужские роли, в спектаклях участвовали его дочь Софья и сестра жены Елена Алекеевна Карпова, из дворян села Языковки.
Афиши столетней давности сохранили имена аткарских актеров-любителей — чиновник Николай Савельев, отставной поручик Василий Бартош, дворянин Петр Петрович Гладышев… Иногда к любителям присоединялись именитые гастролирующие московские артисты, и тогда цена в первый ряд поднималась сразу на 50 копеек..
Аткарский Шаляпин. Владимир ПОЛИТКОВСКИЙ — исполнитель, которого сравнивали с самим Шаляпиным, появился на свет в селе Белгаза-Маматовка Аткарского уезда, где его отец, священник Михаил Иванович, служил в сельском храме. Ныне родина заслуженного деятеля искусств РСФСР, увы, исчезла с карт России.
В семь лет Володя начал петь в церковном хоре, который создал его отец, и продолжил увлечение в гимназии. В Москве студент-юрист всерьез увлекся оперой и начал брать уроки пения, а потом расстался с университетом и поступил в консерваторию. В 1917 году он дебютировал в роли Онегина, и вот перед сыном скромного сельского священника уже открылись двери Большого театра.
В.М. Политковский обладал мощным грудным голосом, который назвали «русским баритоном». На главной сцене страны ему покорились ведущие партии в русских операх — Онегин, князь Игорь, Борис Годунов, Демон. Публика рукоплескала ему в «Тоске», «Кармен», «Травиате», «Фаусте». Его партнерами на сцене в разные годы становились Федор Шаляпин, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, а в числе его поклонников был сам Сталин.
В 1937 году по личному указанию Сталина Политковский был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Классово чуждое происхождение приходилось скрывать, и в официальных биографиях Политковский указывал, что он родом из музыкальной семьи.
В 1948 году Владимир Михайлович завершил карьеру и занялся преподаванием в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и Московской консерватории. Записи оперных арий и романсов в исполнении Политковского можно услышать в интернете.
Автор текста: ЕЛЕНА БАДИКОВА