Барановка: Земля забытых героев

Портрет какого аткарчанина висит в Эрмитаже, кого называли головастиком из кунсткамеры, когда исчезла в Киеве улица аткарского героя, кто был первым русским военным корреспондентом и как Барановка стала владением французского барона – читайте в краеведческом очерке Елены Бадиковой.

Родовое гнездо

Если вам, дорогой читатель, повезет оказаться в Петербурге и вы, конечно же, пойдете в Эрмитаж, отыщите галерею героев войны 1812 года и найдите портрет генерала Паисия Кайсарова.  С портрета кисти Джорджа Доу на нас смотрит молодой генерал-победитель. У этого бесстрашного партизана и у нас с вами корни уходят в одну землю…

По живописным берегам Медведицы раскинулись владения князей Волконских – гудящие пчелами разноцветные луга, пойменные озера, живописные леса, тучные плодородные земли деревни Барановки. Имение стало свадебным  подарком старой княгини Евфросиньи Волконской дочери Наталье, которая вышла замуж за майора Сергей Кайсарова.

Все четверо сыновей Сергея и Натальи прославили род Кайсаровых. Генерал Паисий, сенатор Михаил, переводчик Петр, профессор Андрей – каждый из четырех братьев Кайсаровых был по-своему талантлив и достоин даже не статьи, а книги. Все они провели юность в материнском имении в Барановке.  Деревянный усадебный дом на взгорке над рекой был эпицентром духовной жизни уезда. Сюда приезжал в гости поэт Жуковский, здесь рождались стихи и научные труды, кипели споры о будущем России.

Отважностью орел

Паисий Кайсаров отправился служить царю и Отечеству тринадцати лет от роду.  В 28 лет он был уже генералом. Всю кампанию 1812 года Паисий прошел бок о бок с фельдмаршалом Кутузовым, который ценил его за преданность, мужество и бесстрашие. Вместе со своими казаками он гнал французов до границы. А потом его летучий партизанский отряд наводил ужас на французов по всей Европе. «Отважностью орел» — так называл его поэт Жуковский.

Последний покой генерал нашел в Киево-Печерской лавре. Удивительно, но его могила уцелела до наших дней. В 1962 году, когда Советский Союз праздновал  150-летие победы над Наполеоном, имя Паисия Кайсарова даже присвоили одной из киевских улиц.

Имя нашего героя улица в Киеве носила ровно шестьдесят лет. Год начала спецоперации  стал годом массовой дерусификации Украины –переименовывали русские названия, сносили памятники русским писателям и государственным деятелям и военным — тем кто основывал украинские города, воспевал украинскую историю и природу, освобождал Украину…

Кайсаров попал в одну компанию с Пушкиным, Булгаковым, Екатериной II, которых вычеркнули из истории Украины.  В сентябре 2022 года улица Кайсарова исчезла с карт Киева. Символично, что теперь она носит название Холодноярская – в честь участников восстания против советской власти.

Но на страницах истории Кайсаров остался навсегда. Бок о бок с Кутузовым.  Как и на страницах «Войны и мира».

Романтик и патриот

Совсем другим был брат Андрей. Поэт, переводчик, ученый-славист, исследователь славянской мифологии черпал вдохновение на берегах Медведицы. В Барановке рождались стихи, статьи, книга о мифологии древних славян.  В 1810 году молодой ученый навсегда покинул материнское имение, чтобы стать профессором  Дерптского университета.

Но в 1812 году он сбросил профессорскую мантию  и надел военный мундир. Романтик и патриот ринулся в армию к брату. Андрей отчаянно спорил с теми, что любить Родину – смешно и старомодно и считал, что войну надо закончить в Париже.

При штабе Кутузова Андрей Кайсаров организовал походную типографию и стал редактором первой русской фронтовой газеты «Россиянин». Можно смело сказать, что Андрей был первым русским военным корреспондентом.

После смерти Кутузова Андрея отстранили от должности. Вместе с братом он партизанил по французским тылам и погиб во время одной из таких дерзких вылазок в Саксонии. Его разорвало в клочья при взрыве ящиков с порохом. Изувеченное до неузнаваемости тело брата Паисий Кайсаров привез на родину, чтобы похоронить в имении матери.

Несбывшаяся церковь

Долгие годы мать братьев Кайсаровых Наталья Васильевна мечтала построить в Барановке церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В 1802 году она подала в Саратовскую епархию прошение о строительстве церкви и пояснила, что ходить в храм в город крестьянам далеко и неудобно.

Но Знаменской церкви на аткарской земле появиться было не суждено. Крестьяне Ломовки и Верхнего Колышлея заявили, что не давали на это своего согласия.

Свою мечту Наталья Кайсарова осуществила в своем рязанском имении Чирково, она все же построила церковь и дала ей название Знамения. Туда в  1813 году и привезли хоронить ее убитого сына Андрея. Рядом с ним мать завещала похоронить и себя.

Карлик из Кунсткамеры

Потомство четырех блестящих братьев оказалось далеко не таким блестящим. Два брата умерил бездетными, а единственный племянник не унаследовал от их талантов ничего.

«Карлик из Кунсткамеры» — так прозвали за удивительное уродство племянника героев. «Крохотный человечек с головой такой огромной, что она казалось снятой с Голиафа» — описывал современник предводителя дворянства Аткарского уезда Адриана Кайсарова. Его внешность была настолько отталкивающей, что он стал предметом издевок при дворе. «Вы, ваша светлость, изволили взять головастика из кунсткамеры и нарядить в камер-юнкерский мундир» — заявил Президент академии наук.

Но «головастик» получил хорошее образование, служил в министерстве финансов и оказался покровителем школ. В Саратове он платил из своего кармана стипендию 10 лучшим ученикам мужской гимназии. А в Аткарске только благодаря ему появилась первая школа.

До самой середины 19 века ни одной школы в городе не было, и детей учили читать на дому. В 1847 году Адриан Михайлович Кайсаров подарил Казанскому учебному округу свой дом в Аткарске, чтобы в нем открыли уездное училище.  «Деревянный на каменном фундаменте дом с двумя усадебными местами» стоил 2341 рубль серебром – приличная для глухой провинции тех лет сумма. Так с легкой руки Кайсарова начался отсчет аткарского образования.

Французская Барановка

В 1860 году владельцем нашей скромной Барановки  оказался французский аристократ с берегов Луары. Как это могло произойти?  У генерала Паисия была единственная дочь Наталия, она осталась последней из рода Кайсаровых.  Дочь покорителя французов по иронии судьбы вышла замуж за француза. Его звали Жозеф-Арман-Густав дю-Буа-де-Роман. Чтобы род Кайсаровых не пресекся, барону дю-Буа разрешили присоединить к своей фамилии фамилию жены. Так появились бароны дю-Буа-де-Роман-Кайсаровы.

Бедных барановских крестьян барон не жаловал, управление имением доверил бездушному немцу Фохту. Однажды мощный пожар уничтожил половину деревни, пока мужики обрабатывали барское поле. В огне сгинули дома вместе с одеждой и посудой, запасы зерна, плуги и бороны, сгорели заживо лошади. 34 семьи потеряли все, но даже льготы им не дали. Возмущен был весь уезд.

Французское господство в Барановке продлилось недолго. Барон избавился от балласта, имение быстро продали. А в 1918 году барановские крестьяне разорили склеп старых владельцев – память о себе они оставили недобрую. Описание разграбления склепа Кайсаровых оставил последний владелец имения, эмигрант М.С. Михайлов-Расловлев.

«Я увидел мальчишек, уже улепетывающих ко стоящей у въезда в усадьбу высокой часовне, месту упокоения когда-то владевшей Барановкой семьи Кайсаровых. Как я заметил потом, спускаясь другой дорогой в деревню, также и часовня эта была взломана озорниками, а черепа почивших висели на крюках оторванных ворот». 

Кто был похоронен в этой усадьбе? Вероятно, последние владельцы, братья Юлий и Адриан. Где стояла высокая часовня? Память о ней не дожила до наших дней. Следы склепа не отыскать. Или отыскать? Чем не задача для местных краеведов!

Аткарская газета