Аткарск находится на приличном расстоянии от ближайшего Азовского моря, но связь с морями и даже океанами у нас есть. Ее нам обеспечивает река Медведица. Она, впадая в Дон, несет свои воды через Азовское в Черное море, через пролив Босфор — в Мраморное, оттуда — в Средиземное, через Гибралтарский пролив – в Атлантический океан, а Суэцкий канал открывает дорогу в Красное море и Индийский океан. Далеко?
Самый короткий и верный путь к морю проложен через сердца аткарчан, которые впервые ступив на корабельную палубу, навечно вступили в морское братство, а День Военно-Морского Флота стал вторым днем рождения. Ежегодно в последнее воскресенье июля моряки собираются в городском парке. Торжественность момента накатывает волну воспоминаний. Накануне праздника о своей службе в морфлоте расскажут матросы разных поколений.
По путевке комсомола. Николай НЕСТЕРОВ готовился к службе в десантных войсках, прыгал с парашютом, только вот комсомол сказал свое веское слово и в 1962 году, когда Николай окончил сельскохозтехникум, ему как лучшему из лучших выдал путевку на подшефный Саратовской областной комсомольской организации крейсер «Жданов». После дальних походов корабль несколько лет стоял на консервации в городе Лиепая, состав экипажа сократили, но он продолжал охранять и обслуживать судно. — Служба на флоте дает хорошую закалку, учит сплоченности, потому что за промах одного приходится отвечать всем. Мы жили одной семьей 4 года, было совестно подводить товарищей. Когда командование решило модернизировать крейсер, на нас легла подготовка судна к переходу вокруг Европы — из Балтийска в Севастополь. Все оборудование было покрыто смазкой, ее надо было заменить на новую, отладить механизмы, подготовить к стрельбам огневые орудия и наладить связь. На это ушло два года. В декабре 1965 года, миновав сезонные шторма (порой волна достигала высоты 5-этажного дома), корабль подошел к причалу Севморзавода, где в процессе переоборудования у него появились вертолетные площадки, ракетные установки. Я же вернулся в Аткарск, где ждала меня моя ненаглядная Людмила. Ее я приметил до армии, а получив отпуск за отличную службу, набрался мужества и при полном параде пошел знакомиться. В прошлом году мы справили золотую свадьбу.
В Синельниковку – из Александрии. Николай СТУДНЕВ тоже познакомился с будущей супругой, будучи в отпуске в родной Синельниковке – в клубе на танцах. Помните песню «На побывку едет молодой моряк, грудь его в медалях, ленты – в якорях»? Какая же красавица устоит перед таким удальцом? Екнуло и Ольгино сердечко – ждала своего моряка. Служил Николай на Черноморском флоте три года – с 1973 по 1976 год – на большом противолодочном корабле «Неуловимый». Отмечен почетным знаком «Отличник ВМФ» за дальний поход к берегам Сирии, где разворачивался ирано-сирийский конфликт. У берегов Египта (база приписки Александрия) буквально по пятам ходили за авианосцем «Америка», который не прочь был пощекотать всем нервы, выпуская в небо своих ассов. Советские моряки вели себя сдержано и на провокации не отвечали, но среди матросов шепотом рассказывалась байка: «Американские аквалангисты хотели снять на камеру новейшие винты нашего корабля, стоявшего на якоре, но в нужный момент последовала команда: «Запустить двигатель!». Шпионы назад не вернулись. Правда это или нет, но старшина второй статьи ее помнит до сих пор. В январе 1976 года со стапелей в Николаеве сошел новейший большой противолодочный корабль «Азов». Студнев принимал участие в его испытании на прочность. В составе экипажа, собранного из опытных моряков, он прошел от берегов Черного моря в Атлантику. Корабль испытания выдержал с честью, как и его испытатели.
Автор текста: ЕЛЕНА БАЗАРОВА