Впервые в Аткарской дистанции ПЧ-14 укладку очередного участка бесстыкового пути ведут в зимнее время. Протяженность перегона между станциями Лопуховка и Капеллы — 14,7 километра. На этом участке с октября прошлого года ведутся работы по устройству бесстыкового пути, который еще называют «шелковым» или «бархатным». Столь нежные названия обусловлены значительным уменьшением количества стыков при укладке рельс. Если раньше рельсы стыковались через каждые 25 метров, то теперь величина рельсовой плети увеличена до 800 метров. Проще говоря, частота стука колес поезда теперь значительно снижена. «Тишина в поезде – комфорт» — это впечатление пассажиров. А для работников дистанции главное – удобство в обслуживании пути.
- Каждый стык – это потенциальная неисправность, — рассказывает главный инженер ПЧ-14 Дмитрий ПАНТЕЛЕЕВ. – Следовательно, постоянный контроль, лишние затраты времени, дополнительных материальных и технических ресурсов. Кроме того, срок эксплуатации бесстыкового пути — в среднем 20 лет. Он рассчитан на пропуск 700 млн. тонн груза. Сегодня станция Аткарск пропускает сверхтяжелые поезда весом 8000 тонн. И эксплуатационные качества пути имеют большое значение.
То, что шелковый путь всем во благо, понятно, но насколько целесообразно вести такие работы в зимнее время? — Основной объем работ был выполнен в прошлом году. 30 декабря завершили укладку шпальной решетки. Площадка под нее была готова еще до морозов. При укладке использовали новый материал геотекстиль, который значительно улучшает эксплуатационные характеристики железнодорожных путей. Основные виды работ производят специалисты ПМС-154 станции Сенная. В наши обязанности входит контроль и помощь в отдельных видах работ. У каждой бригады есть специальная машина с обогревом. Работа ведется под контролем, количество перерывов и их продолжительность увеличивается. В сильные морозы работы по укладке пути прекращаются. Морозы и метели затрудняют и замедляют производство работ, и это минус. Но немало и плюсов. Зимой работы ведутся в более спокойном режиме. Окна – промежутки времени между прохождениями поездов — даются в 10 — 12 часов. Летом, когда пускают дополнительные поезда, путейцы могут рассчитывать на окна лишь в 4-6 часов. Кроме того, по словам Дмитрия Александровича, при укладке пути немало времени занимают пуско-наладочные работы. Летом, при интенсивном движении поездов, проводить их крайне затруднительно. При зимнем же варианте все работы благополучно будут завершены к началу сезона отпусков и каникул. Тем более, что на летний период этого года намечен не меньший объем работ на перегоне между станциями Благодатка-Салтыковка протяженностью 15 километров. Это последний участок пути, который предстоит сделать бесстыковым, чтобы от границы обслуживания Аткарской дистанции до Саратова железнодорожный путь стал «шелковым». Надо отметить, что путейцы ударно потрудились в прошедшем году. Работы на перегоне Лопуховка-Капелы велись с октября по декабрь, и уже к новому году перегон был открыт для движения поездов. В настоящее время работу тормозят снежные заносы, приходится предварительно очищать пути от снега. Особо возросла ответственность у бригады Николая ЯСАКОВА. Это его участок пути, поэтому бригада тщательно контролирует работы по укладке нового пути, им его в дальнейшем и обслуживать. Сегодня скорость движения поездов на этом участке 60 км/час, по завершению ремонтных работ скорость увеличится в два раза. В 2014 году в дистанции намечено продолжить работы по укладке бесстыкового пути на перегонах Вольского и Калининского направлений. – В течение последующих трех лет, — говорит Дмитрий Александрович, — все железнодорожные пути, находящиеся на балансе нашей дистанции будут полностью обновлены. Деревянные шпалы навсегда уйдут в прошлое, и практически весь путь будет бесстыковым. С марта численность работающих в ПЧ-14 сократится на 70 человек. Обслуживанием малодельных участков дороги Вольского и Калининского направления займутся другие предприятия, куда и будут трудоустроены сокращенные специалисты.