Будь честен, и Бог тебя услышит

Будь честен, и Бог тебя услышит

В этом году соборной мечети Аткарска исполняется 15 лет. На ее стене при входе весит объявление, что двери храма откроются в любое время суток, если Вы позвоните по указанному телефону. Журналист «АГ» позвонил. Сегодня наш собеседник – Имам-хатыб Рафаиль СЮНЯЕВ.

Время переосмысления. 6 мая начался Рамадан — самый важный для мусульман месяц (авт.: ислам – вторая по числу верующих религия в мире). Его особенность — это отказ от воды, еды и интимных отношений в светлое время суток (ураза). — Хочу отметить, что мусульманский пост не является самоцелью, — поясняет Имам-хатыб. — Его смысл – в искренности молитвы, укреплении веры, духовном росте, переосмыслении своего образа жизни и приоритетов.

Важно правильно толковать духовные каноны. В этом деле велика роль богословов. Вот, к примеру, что думает об отношении к другим религиям Рафаиль Искандарович:

— На этот случай есть слова пророка: «Не спорьте с теми, кто молится в другую сторону или иначе, я вас сам рассужу в судный день». Мусульманину по «Корану» дозволено брать жену из «людей Писания» — христианку, иудейку. Даже, если женщина не принимает ислам. У нас много таких примеров.

На вопрос о межнациональных отношениях мой собеседник ответил:

— В исламе нет такого понятия «национальность», а любой конфликт – это отсутствие религии вообще, это борьба за власть, за деньги, за приоритеты, материальные ценности. Нельзя веру превращать в оружие, она призвана помогать, поэтому двери нашей мечети открыты круглосуточно для любого человека.

Бог сначала пришел к твоему сыну, а потом к тебе. Полвека Рафаиль Искандарович СЮНЯЕВ был далек от религии: мама работала акушеркой, отец – электриком, сын пошел по стопам отца, окончив Томский политех, работал инженером-энергетиком на ударных стройках Средней Азии и Севера, занимая руководящие должности, потом преподавал профмастерство, 6 лет был директором Малокопенской школы.

— В молодости о религии некогда было думать, а когда я готов был дать сыну образование по душе, он выбрал медресе. Дамир видел свое будущее только в исламе и сумел увлечь меня. Один из моих друзей заметил: «Бог сначала пришел к твоему сыну, а потом к тебе», — рассказывает Имам-хатыб. — Хотя, если заглянуть в прошлое, богословом был мой дед, его репрессировали в 1932 году, спустя десятки лет его реабилитировали, но данных о нем нет.

Правнук богослова, имея диплом юриста, выпускника медресе, продолжил образование в Кувейте, в Египте (Каирский университет Аль-Азхар), совершил хадж в Мекку. Вместе с единоверцами зарегистрировал в Аткарске местную мусульманскую религиозную организацию «Махалля». Третий год Дамир Сюняев служит в Энгельсской мечети, а делами аткарской мечети занимается его отец.

Бушуют в келиях, мечетях и церквах надежда в рай войти и перед адом страх. Удивительно, но в десять слов персидский ученый и поэт-вольнодумец Омар Хайям вложил всю соль и суть жизни праведной и грешной, а как философ, обосновал право на существование религий и культовых сооружений.

Сегодня в Аткарске две церкви (всего в районе – 11). В 2004 году в городе была заложена первая соборная мечеть. Это было обусловлено увеличением потока мигрантов после 1991 года, когда от «Союза нерушимого» отделились «республики свободные». Тогда в Аткарске число этнических мусульман (дагестанцы, татары, казахи, азербайджанцы, чеченцы, киргизы) выросло до двух тысяч.

На этот счет у Имама-хатыба свое мнение: «Строительство мечети стало духовной потребностью масульман Аткарска». У Рафаила Искандаровича свое мнение на этот счет – строительство мечети в Аткарске связано с духовной потребностью мусульман.

Историческая справка. В конце XIX века в Аткарском уезде было более 40 православных храмов, которые посещали более 227 тысяч христиан. Среди населения насчитывалось 373 католика, 7 иудеев и 5 магометан (мусульман). В 30-х годах прошлого века почти все храмы разрушили.

В 2009 году на средства прихожан здание мечети расширили, придав ему правильные архитектурные формы. Разработать проект помогли студенты Саратовского университета, среди которых не было мусульман, но ребята попросили познакомить их с основами ислама и с большим интересом взялись за дело.

– Особых требований у нас не было. Дом Аллаха должен быть максимально прост. Главное – наличие минарета, мужского и женского залов, комнаты для омовения и обозначение места для имама. Из пяти вариантов, за основу взяли проект Альберта БАГДАСАРЯНА. Он соответствовал и финансовым возможностям и эстетическим вкусам наших прихожан. К слову, Альберт сейчас один из перспективнейших дизайнеров, которые работают с иностранными компаниями, — рассказывает Имам-хатыб.

Ты не получишь то, что хочешь, пока не поблагодаришь за то, что имеешь. Это слова из «Корана», который цитирует Сюняев-старший, он благодарен всем, кто помогает в богоугодном деле.

В строительстве мечети принимали участие не только прихожане, на призыв о помощи откликнулись лицеисты и люди бизнеса, никогда не отказывает в помощи добрейший человек — директор одной из аткарских школ, лавки, столы, лестницу сделали братья, занимающиеся производством мебели.

— «Коран» не приветствует хвастовства в деле милосердия, поэтому не могу назвать имен. Бог обязательно помогает тому, кто делает добрые дела. Несколько лет назад подъехала к храму машина с саженцами плодовых деревьев. 40 прихожан купили по деревцу и заложили во дворе храма сад из яблонь, груш, черешни. В прошлом году мы попробовали первый урожай вкуснейших яблок, — делится приятными эмоциями Рафаиль Искандарович. –По контуру забора мы высадили пихту, тую и ели. Между ними посадим петунии. С рассадой обещало помочь Управление культуры.

Наступает момент, когда каждый из нас вспоминает о Боге. На вопрос «Как люди приходят в ислам?» Имам-хатыб ответил притчей:

— Простой человек, обратившийся к пророку с вопросом «Как стать мусульманином?», услышал: «Есть 5 столпов Ислама, которым надо следовать: произнести «Бог един», ежедневно выстаивать по 5 молитв, совершить хадж, соблюдать пост в Рамадан и выплачивать закят — определенную денежную сумму».

Мужской зал мечети. Босые ноги приятно утопают в ворсе ковров. Предметы роскоши здесь отсутствуют, на стенах – 5 сур, на подоконнике в открытом доступе — библиотека. Каждый желающий может взять «Коран» для чтения. В углу – мощная аудиоаппаратура, с помощью которой призыв к молитве разносится далеко по округе. Каждый, имеющий голос и знающий азан (призыв к молитве), может встать к микрофону и попробовать себя в роли муэдзина.

— Религия не запрещает пользоваться современной техникой, которая сейчас жизненно необходима, — ответил на мой удивленный взгляд Имам-хатыб. — Если Бог позволил дать жизнь этим изобретениям, значит, ими можно пользоваться. К примеру, телевизор мы включаем не в праздных целях – смотрим и обсуждаем мусульманские фильмы, пророческие истории. Но все это не так важно, главное, в мечеть нужно входить с чистой душой. Только искренняя молитва дойдет до Бога.

Автор текста: Елена БАЗАРОВА

Аткарская газета