Гиперактивность или флегматичность у детей могут сигналить о возможном неврологическом заболевании, но совсем не обязательно. Каждый случай строго индивидуален, и стоит прислушаться к общим рекомендациям врача невролога детской районной поликлиники Веры КРИВОНОС.
Если родители не справились с коррекцией поведения гиперактивных или флегматичных детей в дошкольном возрасте, возникает опасность возникновения синдрома школьной адаптации. В вопросах детского здоровья лучше перестраховаться, но не стоит паниковать по поводу любого поведенческого нарушения. Возможно, причина в неправильно выбранной методике воспитания ребенка.
Дети-флегматики. «Золотой ребенок» — завидуют мамочки непоседливых малышей. А ребенок, может, и побегал бы, но «завоспитанный» родителями, боится сдвинуться с места, чтобы вновь не услышать недовольный окрик мамы. Он — флегматик поневоле. Другой вариант — ребенок по характеру спокойный, медлительный, и что он слышит от родителей? — «Тормоз, копуша, увалень», — его ругают, торопят, дергают. В обоих случаях у маленького человечка, вынужденного жить под давлением неправильного воспитания развивается неуверенность, упрямство, лень. В школе такие дети медленно включаются в работу, могут отставать от сверстников.
Детей-флегматиков надо постоянно хвалить, делая акцент на их успехах и сильных сторонах. Чаще проигрывайте ситуации, в которых ребенок успешно совершает действия с партнерами, например, знакомится со сверстниками, совершает покупки, отвечает в классе у доски.
Гиперактивный ребенок. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, они не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики, капризы, бурное выражение эмоций в людных местах. Ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать бесполезно, ребенок просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Он тяжело адаптируется в детском коллективе, любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается. С такими детьми надо усвоить главное: нельзя поощрять шалости – это создаст предпосылки для развития неврозоподобного поведения, но все запреты надо объяснять. Все взрослые члены семьи должны объединиться и принимать в отношении ребенка единое решение. И помнить, что гиперактивный ребенок всегда должен чувствовать, что он любим и нужен в своей семье. Чаще хвалите ребенка за хорошие поступки, послушание.
Заключение. Существует регулярность посещения врача- невролога начиная с младенческого возраста – не пренебрегайте этими визитами. Но если ваш ребенок здоров, я советую обязательно посещать дошкольные учреждения, где опытные воспитатели и педагоги помогут скорректировать поведение ребенка и подготовить его к школе. Все дети разные и нужно уметь понимать и принимать их такими, какие они есть. Мы можем только помочь детям быть счастливыми.
Автор текста: ОЛЬГА КАПИТОНОВА