Чемизовка: по следам исчезнувших сокровищ

Хотите пройти по следам церковных сокровищ, узнать, сколько весил самый большой сельский колокол и как Емельян Пугачев повлиял на название аткарской деревни, найти в Аткарском районе лермонтовский след – приглашаем вас в путешествие в Чемизовку.

Русский звон

У въезда в Чемизовку высится одинокая кирпичная колокольня, прекрасная в своей простоте. И пусть вы не найдете ее в списке достопримечательностей Саратовской области, но она поражает каждого, кто ее видит.
Эта колокольня высотой около 30 метров – все, что осталось от Никольской церкви. Она уникальна по столпообразной форме, узору кирпичной кладки. Он нее веет древностью, ведь стоит она почти 180 лет.
В 1882 году прихожане села Чемизовка пожертвовали в свою церковь огромный колокол – самый большой в округе. Он весил 104 пуда — 1700 килограммов, почти две тонны! Как его поднимали? И как потом смогли его снять?
Считается, что у каждого русского села был свой голос — ведь все колокола звучат по-разному. Это зависит от размера колокола и окон звонницы, высоты колокольни, от того, в низине или на холме стоит церковь и что ее окружает – леса, равнины или горы…
Звон Чемизовского колокола был слышен в округе на десяток верст. Радостный колокольный звон плыл над полями в праздничные дни, тревожно звонил колокол в метель, чтобы путники не сбились с пути.
В конце двадцатых годов сельский колокол навсегда умолк. В СССР из-за дефицита цветных металлов колокола рассматривали как источник сырья для промышленности. В годы первых пятилеток был популярен лозунг «Колокола — в фонд индустриализации страны!»
Чемизовский колокол сбросили на землю и отправили на выполнение пятилетнего плана. След об этом событии хранит пролом в окошке звонницы.

Церковные сокровища

И если колокольня в Чемизовке поражает красотой, то церковь была похожа на старый деревянный сундук. Дряхлый, маленький Чемизовский храм носил название в честь Николая Угодника. Почему — расскажем потом.
В этой ветхой сельской церквушке хранились настоящие сокровища: серебро, золото, драгоценные камни. Предметы церковного обихода были настоящими произведениями ювелирного искусства.
— В середине 19 века самые богатые прихожане буквально соревновались между собой, жертвуя в храм все новые драгоценности:
— Местный земский начальник, потомственный дворянин Семен Обухов пожертвовал серебряную ризу для иконы в 250 руб.
— церковный староста купец Петр Козлов — Евангелие с серебряно-вызолоченными крышками, серебряно-вызолоченную дароносицу, священническое облачение и другие вещи на 500 руб
— Вдова статского советника Елена Александровна Михайлова-Рославлева пожертвовала Евангелие в 120 руб.
— Петербургский купец Григорий Иконников — позолоченные серебряные священные сосуды на сумму 300 руб.
За 100 лет в храме накопились внушительные ценности. В 1913 году храм ограбили — ночью похитители подпилили решетки на окнах и проникли внутрь. Список похищенного вызывает удивление;
Из алтаря похищены большой позолоченный крест, осыпанный бриллиантами, весом в 2 3/4 фунта, другой серебряный крест весом 1 фунт 47 золотников, серебряная дарохранительница 2 фунта 81 золотник, потир – 2 фунта, серебряная лжица, серебряный вызолоченный сосуд, осыпанный камнями. От напрестольного евангелия оторваны серебряные вызолоченные крышки изящной работы, осыпанные камнями. (газета «Саратовский Листок»)
Вес только похищенного серебра превысил 5 кг! Удалось ли вернуть награбленное, неизвестно. Остатки церковных ценностей Чемизовки изъяли в 1922 году. Церковную утварь из золота, серебра, драгоценных камней направили на нужды борьбы с голодом в Поволжье.
Последние сокровища разграбленного храма – алтарные иконы — до сих пор всплывают в домах жителей окрестных сел, которые хранят их как реликвии.

Кого спас Николай Угодник?

Село Чемизовка 1910-е годы.

У аткарского села Чемизовка есть тезка в Пензенской области. Оба села обязаны названием своему владельцу — крупному вельможе эпохи Екатерины Великой Ефиму Петровичу Чемесову. Он прославился тем, что со своей женой Марфой Адриановной имел 17 детей. Кстати, в честь этой матери-героини 18 столетия получило название другое аткарское село — Марфино.
В 1774 году, когда по России началось кровавое шествие армии Емельяна Пугачева, Ефим Петрович с семьей жил в пензенском имении. Пугачев уже стоял на подступах к Пензе, и Чемесов решил спрятать семью в аткарской глуши. Сам он встал во главе пензенского войска, встретившего армию Пугачева в бою.
Аткарское имение лежало среди непроходимых лесов вдоль Медведицы вдалеке от больших дорог и выглядело самым безопасным местом. Но из Пензы Пугачев внезапно отправился в Саратов. Шайки атамана рассыпались по деревням, хватали дворян и предавали жестокой казни.
В августе 1774 года пугачевцы добрались и до безопасной Чемизовки. Двух мальчиков-подростков, родственников Чемесова, повесили в овраге Дюпа. Но детей барина успели спрятать верные слуги: переодели в крестьянскую одежду, увели в лесную чащу и носили им туда еду. В лесу дети пересидели кровавое время. Старшему из спасшихся детей Чемесова Николеньке было всего 7 лет…
Отец уже не надеялся увидеть детей живыми и приписал спасение наследника чудотворцу-Николаю — небесному покровителю мальчика.
С тех пор во всех имениях Чемесова день Николая Угодника стал главным праздником. В Чемизовке в честь чудесного спасения молодого барина построили Никольскую церковь и село получило второе название — Никольское.
Эту удивительную историю крестьяне Чемизовки пересказывали почти 100 лет из уст в уста.

Скажи-ка, дядя!

А.А. Столыпин, адресат стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Даже тот, кто учился в школе на двойки, помнит великие лермонтовские строки:
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, сожженная пожаром, Французу отдана!».
Но какое отношение имеет Лермонтов к Чемизовке? Лермонтов — никакого, а вот его дядя… Тот самый бессмертный дядя из школьной программы, который рассказывал юному Мише про День Бородина, оставил в аткарской истории свой скандальный след.
Двоюродный дядя Лермонтова Афанасий Алексеевич Столыпин геройски сражался при Бородино, а когда дни боевой молодости миновали, поселился в Саратове.
Столыпин запомнился своим резким характером и необычными выходками. В 1822 году он фактически украл двух крепостных певиц у Николай Чемесова — у того самого, Николая, которого верные крестьяне 50 лет назад спасли от Пугачева.
Стареющий Николай Ефимович любил услаждать слух чистыми девичьими голосами. В усадьбе Чемесов содержал целый хор из 20 дворовых девушек. Хор следовал за своим старым барином повсюду: летом — в Чемизовку, зимой — в Саратов. Примадонной этого хора была крепостная девушка из Чемизовки Татьяна Усова. Ее можно считать первой звездой аткарской сцены.
Самым любимым «певчим девкам» Татьяне Усовой и Татьяне Акинфиевой, которые верно служили барину своей молодостью и талантом, Чемесов даже подписал вольную. Но обещал, что получат они ее только после его смерти. А сели певицы будут требовать свободы, грозил выдать их замуж за последних скотников.
Тут на выручку певицам и пришел дядя Лермонтова. Столыпин с друзьями-гусарами составили целый заговор по освобождению двух Татьян. Столыпин посадил певиц в свой экипаж и увез сначала к себе в имение, а потом переправил беглянок в Пензенскую губернию.
Сегодня это выглядит просто как забавный случай, а 200 лет назад это было уголовным преступлением — похищением чужой собственности. Ведь дворовые девушки, пусть талантливые и молодые, были просто имуществом…
Старик Чемесов обиделся не на шутку: без примадонны хор звучал уже не так! И пожаловался губернатору. Потом министру юстиции. Потом в Сенат. А потом самому императору.
Но было поздно. Девушки отстояли свою свободу, вышли замуж за пензенских чиновников и стали уважаемыми дамами.

 

Аткарская газета