Одна из цыганских легенд гласит, что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, а подарил для жизни весь мир.
Цыганское счастье. С трепетом взяв на руки новорожденного младенца, молодой цыган посмотрел на красавицу жену, усталый взгляд которой светился счастьем. Люба лежала на траве в тени брички. В ее черные локоны вплелись золотистые ниточки соломы, что делало ее еще прекрасней.
— Сын родился! – разлетелся над полем звучный мужской голос. Вслед за ним звонким колокольчиком зазвенел детский плач. — Владимиром назовем!
Так полвека назад ради счастливого будущего своих детей Алексей ШЕСТОПАЛОВ решил поставить точку в кочевой жизни и осесть в Аткарске.
Дом на колесах – символ жизни кочевой. Если не брать во внимание романтическую тягу к перемене мест, у кочевой жизни цыган имелись экономические причины: в большинстве своем цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами, поэтому ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам — новая публика, гадалкам — клиентура. В каждом таборе были попрошайки и воришки, которых аткарские цыгане называют «люлями». До сих пор сородичи относятся к ним снисходительно, объясняя тем, что бездельники существовали во все времена и у всех народов.
Наследье кровное их дедов и отцов. Мой собеседник Николай ШЕСТОПАЛОВ – внук Алексея Михайловича и Любови Николаевны, которые предпочли оседлый образ жизни кочевому. Глава семьи был великолепным столяром и плотником. Он построил в Аткарске дом, обучил различным ремеслам сына Владимира. Тот, в свою очередь, передал свои навыки своим сыновьям Василию и Николаю, которому по наследству достался еще и природный дар – красивый голос и тонкий слух. В 7 лет отец научил его игре на гитаре, гармонь Коля освоил сам – даже не помнит, как это произошло. Любой незнакомый инструмент покоряется самоучке на первых минутах общения. Синтезатор не стал исключением.
Судьбу предскажет, взглядом околдует. Дочери Наталье достался дар, который испокон веков переходит по женской линии – она гадалка.
— Меня все в округе знают, даже из других городов приезжают, — утверждает Наталья Владимировна.
Я поинтересовалась, чем отличаются аткарские цыгане от приезжих?
У цыган 44 национальности и 44 языка. Цыганский язык смешивается с языком той страны, где поселились цыгане.
В виде исключения (в пост не гадают – авт.) Наталья ШЕСТОПАЛОВА предложила мне заглянуть в будущее.
Если я вижу что-то плохое, то вы об этом не узнаете. Я стараюсь зарядить человека положительными эмоциями, молитвами помогаю исцелить недуг, — рассказывает женщина. — Денег за это не беру, но не отказываюсь от подарков и продуктов. У меня трое детей, которых надо кормить.
Играй, цыган, танцуй и пой, цыганка. 34-летнего Николая часто приглашают вести свадебные торжества. Такую важную миссию не каждому доверяют. Стоит отметить, что за это тоже денег не берут, но принимают угощения — вино, сладости, фрукты. Ведущий еще до свадьбы лично посещает с приглашениями всех гостей, а во время главного застолья представляет каждый род.
Еще одна особенность – женщины и мужчины сидят за разными столами, обычно напротив друг друга, а молодожены – в центре. Столы традиционно образуют букву «П». Любимая застольная аткарских цыган, без которой не обходится ни одна свадьба, — песня из кинофильма «Дело было в Пенькове».
Чтобы свадьба была веселой, речь цыганского тамады должна быть яркой, музыка зажигательной, а танцы бесконечными. Кстати, своим национальным танцем аткарские цыгане считают «польку», а не «цыганочку». Оказывается, более двух веков назад первые цыганские кибитки прибыли в Поволжье из Польши.
А цыганская дочь — за любимым в ночь. По традиции, женщина после свадьбы должна укрывать волосы косынкой и обязательно носить длинную юбку. Юношей стараются женить пораньше. Для девушек возраст принципиального значения не имеет, но после 19 существует риск остаться старой девой. Выбор невесты доверяют старшим женщинам в роду. Если выбор родственников не совпадает с желанием молодых, дух свободы и непокорности позволяет жениху украсть возлюбленную.
— Я выкрал Наталью, когда мне было 18 лет, — рассказывает Николай. – Мы жили в соседях на улице Гончарова, знали друг друга с детства. Это сейчас дети сидят за компьютерами или не отрываются от смартфонов, а мы после школы бежали на улицу. Сначала играли в одной компании, потом все чаще стали поглядывать друг на друга.
Прошло 16 лет. Семья живет в большом новом доме, который Николай построил сам. Недавно на крещение детей здесь с комфортом разместилось 70 человек.
Наталья – мать Любы, Ивана, Богдана и Вовы – уже подумывает о женитьбе старшего из сыновей:
— Сейчас Ивану 14 лет, через два года его надо женить. Невесту будет выбирать бабушка.
Малиновым звоном поет цыганская кровь. 15 лет назад на свет появилась старшая дочь. Еще до ее рождения все родственники сошлись во мнении, что родится Любовь (от большой любви и в честь прабабушки). Она выросла незаметно. Мама говорит, что весь дом на ней держится: помогает воспитывать мальчишек, поддерживать чистоту в доме, ежедневно печет хлеб. Годовалый братишка, забравшись к сестре на руки, ласково обнимает ее за шею.
Люба хорошо учится в школе, после девятилетки собирается пойти в 10 класс школы №3, а еще она любит петь. В цыганских семьях все поют, поэтому увлечение девочки никто серьезно не воспринял. Талант заметила преподаватель музыки школы №2 и руководитель «Арт-студии» ЦДТ Елена ПЛЕХАНОВА. Ее красивый глубокий голос с характерной для цыганского пения вибрацией звука завораживает, подчеркивая его уникальность. Люба сама подбирает себе репертуар. Он состоит из современных эстрадных песен, но национальный темперамент и чувственность ее исполнения пробирают слушателя до глубины души. В декабре Любовь Шестопалова дебютировала в районном конкурсе «ЮТА-2018» и получила Гран-при. Ее природный талант отметили саратовские специалисты, а она до последнего не верила в свою победу, поэтому улыбалась и плакала одновременно.
Вся жизнь — дорога, вот цыгана доля. На первый взгляд, молодая цыганская семья живет вполне обычной жизнью: по праздникам ходит в храм, старшие дети учатся в школе, в доме чистота и уют, но как признается Николай, он не может сидеть на месте. Занимаясь торговлей, он объездил всю страну, последней была поездка в Москву, там он работал в строительной бригаде отделочником. Как оказалось, это дело ему тоже по плечу. Ради благосостояния семьи Николай без раздумий берется за любую работу.
— Что ни говори, а все-таки в каждом из нас живет дух скитаний, — признается мой собеседник. — Оседлыми стали наши деды, когда в 56-м году вышел закон, который запрещал бродяжничество. Сейчас каждый имеет свой дом, но почему-то нас всегда тянет в дорогу.
Автор текста: ЕЛЕНА БАЗАРОВА