Добрые слова о любимом учителе

Добрые слова о любимом учителе

В прошлом веке, когда я была совсем маленькой девочкой и училась во втором классе, однажды меня и моих одноклассников привели в очень необычный кабинет нашей школы №6.

Переступили порог, и у всех разом вырвались восхищенные возгласы, мы словно попали в совершенно другой мир — красивый и манящий. Это был кабинет эстетики. Все в нем было необычным: огромная доска, которая раскладывалась 10 раз, высокие столы для учеников с прорезями для карандашей и ручек, на окнах — плотные черные шторы, поверх которых светлые голубые, а в шкафу была вода! И лилась она прямо из крана! Там же в шкафу были чайнички, восковые мелки, краски: акварель и гуашь, кисти всевозможных размеров. А на стенах висели старинное зеркало, русские народные костюмы, лапти, на полу стояла настоящая прялка, на столе — старинный утюг и пробитая на войне каска.

Классный руководитель Любовь МАСЛЯКОВА представила нам учителя изобразительного искусства Петра ТРУЩЕЛЕВА. Учителя, которому я очень благодарна и признательна за все наши необычные уроки и за то, что он любил нас всех и умел слушать каждого. В тот первый урок он показывал нам диафильмы о городецких игрушках, бело-синей росписи Гжели и яркой Хохломе. Мы так не хотели уходить, когда урок закончился. Тогда мы еще не знали, что все последующие уроки будут такими же необычными и запомнятся нам на всю жизнь.

Петр Алексеевич часто вспоминал своего учителя Владимира ПЕГУШЕВА, который изменил мечту мальчишки стать летчиком, подарив ему радость творчества и мудрость педагогики. Он часто рассказывал о знаменитом художнике-земляке Александре БУБНОВЕ, написавшем известную картину «Утро на Куликовом поле» и учил гордиться землячеством с ним.

На уроках Петра Алексеевича не всегда царила тишина, но всегда все работали увлеченно и с энтузиазмом. Нам разрешено было ходить по классу, переговариваться, помогать друг другу. Темы уроков были так необычны. Например, вы когда-нибудь рисовали воздухом? Мы – да! Петр Алексеевич нас научил выдувать из пустых стержней для шариковых ручек красивые узоры. Все знают, что играть со спичками детям нельзя, но творить из них можно! И мы делали дома, мосты, целые города.

Когда наступала весна, Петр Алексеевич проводил с нами уроки на школьном дворе. Мы рисовали солнце и облака, «снимали» тени со стены и с земли. Объясняю. Лист бумаги, прикрепленный к картону, подкладываем под любое растение – одуванчик, травинку, и простым карандашом рисуем падающую на лист тень. Благодаря Петру Алексеевичу я узнала, что простой карандаш совсем не простой, а волшебный, потому, что он имеет серый цвет, позволяющий создавать множество оттенков. Работали сосредоточенно, даже заядлые двоечники или хулиганы не стремились сбежать с урока. Тепло, солнечно, но никто не бегает и не прыгает, идет самый настоящий урок и все рассыпались на залитом солнцем зеленом склоне и сосредоточенно делают зарисовки именно «своих» растений или «своих» облаков. Петр Алексеевич по очереди подходит к каждому, что-то кому-то советует, кого-то хвалит, а облака бегут по небу, меняют свои очертания, тени от растений медленно движутся, и мы все ловим их на свои листы с картонками, и совершенно не хочется, чтобы этот замечательный солнечный урок заканчивался.

Однажды Петр Алексеевич вызвал меня к доске и объявил тему урока – «Портрет». Затем поставил на стол стул, подал мне руку и помог взобраться. Я сидела и смотрела на своих одноклассников сверху вниз, а Петр Алексеевич объяснял:

  • При создании портрета, рекомендую обратить внимание на ярко-лимонные банты, которые заплетены в косы вашей одноклассницы, несмотря на то, что за окном ноябрьская слякоть, рядом с вами ходит маленькое яркое солнышко, а теплые краски дарят нам тепло и уют.

В тот урок, с меня написали красками целых тридцать портретов, а я сидела, почти не двигаясь, целых 45 минут! Я запомнила этот урок на всю жизнь, и те яркие банты до сих пор берегу.

Нет уже в школе такого кабинета эстетики, но зато усилиями моего дорого учителя создан музей имени А.П. Бубнова, куда совсем недавно я с радостью привела свою маленькую дочку. Она с восхищением осматривала все картины и работы, которые там находятся, а Петр Алексеевич рассказывал ей про совершенство русской культуры. Я же с удовольствием ознакомилась с новыми работами моего талантливого учителя.

К фестивалю роз была представлена его новая картина «Королева ночи», написанная с настоящей розы сорта Глория Дэй (Роза Мира), которая в свое время выращивалась в Аткарском питомнике. Роза запечатлена в ночи, что делает ее едва ли не единственной в живописи. Знаете ли вы хоть одну картину с розой, запечатленной на фоне ночного неба с тонким серпиком луны? Я – нет.

Петр Алексеевич – очень неординарный человек, один из тех, кто пытается сохранить хоть частичку нашего прошлого, активно участвуя в настоящем. Он всю свою жизнь старается донести до нас, что наша история, наша культура, наш русский быт настолько красивы и уникальны, что нельзя ими разбрасываться и брать не всегда хорошие примеры с других стран. Нужно беречь свои корни, свою культуру, свою нацию, уважать и чтить свои праздники, свои традиции и своих предков. Он собирает и хранит историю города, память о художниках-земляках и талантливых людях. Его деятельность обширна, он активно участвует в общественной жизни нашего города, но для меня он ни на минуту не прекращал оставаться Учителем и Мастером кисти. В каждого из своих учеников он вложил частичку своей души, своих знаний.

В преддверии юбилея очень хочется пожелать Петру Алексеевичу крепкого здоровья и неиссякаемого оптимизма! Пусть все Ваши мечты, или хотя бы самая нужная часть, воплотятся в реальность! И чтобы веселые синие искорки в Ваших глазах всегда также ярко горели, несмотря на все жизненные перипетии.

Автор текста: НАДЕЖДА РАХМАНОВА

Аткарская газета