Если очень повезет, попадешь служить на флот

Если очень повезет,  попадешь служить  на флот

Далеко от морей лежит наш городок, но каждый год идут призывники служить на один из российских флотов. Балтийский, Тихоокеанский, Черноморский, Северный – какой след оставили они в жизни наших земляков? Сегодня они сами расскажут читателям «АГ» о своей флотской юности.

Испил водицы десяти морей. Николай Иванович МАКСИМОВ три года и три месяца проходил срочную службу на Черноморском флоте. В 60-70-е годы прошлого столетия саратовские комсомольцы шефствовали над крейсером «Жданов» и потому для прохождения срочной службы отбирали самых достойных, давая им комсомольскую путевку. Николай после окончания школы в селе Озерное по зову комсомола уехал работать на Саратовский завод промышленного машиностроения. Комитет комсомола завода и рекомендовал его, передовика, спортсмена-разрядника для службы на крейсере «Жданов».

— В тот призыв из Саратовской области на крейсер прибыли 40 человек, — вспоминает Николай Иванович, — я служил оператором котельной. Работа тяжелая, особенно в походах. Например, в южных морях за бортом плюс 40-45 градусов, а в котельной — 70 с лишним. Металлические предметы раскалялись так, что руки обжигали. Шум от работающих двигателей, как от реактивного самолета. График: четыре часа работы, четыре часа отдыха. Был на крейсере свой ритуал — как только входили в море, пролив, залив, новичкам наливали литровый плафон воды из-за борта, и надобно было его выпить. Николай Иванович перечисляет, из каких морей довелось ему испить водицы: Черное, Средиземное, Эгейское, Норвежское, Белое, Северное, Баренцево, Карибское, Красное, Мраморное. И это не полный список. Знаком Николай Иванович и с проливами Босфор, Дарданеллы, Гибралтар, с Кольским заливом, Суэцким каналом, Бермудским треугольником в Атлантическом океане.

Шесть боевых походов на счету Николая Ивановича, длительностью от трех до девяти месяцев. Вспоминает, как попали в шторм до 12 баллов. Две недели огромный крейсер, как легкую лодочку швыряли волны. Как в Бермудском треугольнике обеспечивали безопасность перелета советского правительства. У других кораблей там пропадала связь, а «Жданов» уже тогда имел оснащение космической связью.

— На службе в армии познается настоящая мужская дружба, — говорит Николай Иванович и рассказывает, что офицеры и матросы с крейсера «Жданов» до сих пор общаются между собой. И какова же была радость бывшего старшины II статьи, когда в прошлом году на празднике в честь дня ВМФ он встретил двух аткарчан в разные годы служивших на крейсере «Жданов».

Мичман с «Касатки». Мичман Геннадий Анатольевич БАЛТАЧЕВ службу на Тихоокеанском флоте начал матросом срочной службы. Полгода — в учебном отряде во Владивостоке, а затем — на Камчатку, на базу подводных лодок. Думал, как в песне поется: отслужу два года и вернусь. Отслужил, да расстаться с флотом старшина команды торпедистов не смог. Остался на сверхсрочную службу. Прошел обучение на острове Русский и уже мичманом вернулся на ставшую родной подводную лодку «Касатка», впоследствии получившую новое имя «Вилюченск». Почти 30 лет Геннадий Анатольевич служил сам и обучал молодых матросов тонкостям торпедного боя. Участвовал в десяти боевых походах. Ходил в Индийский и Тихий океаны. Продолжительность каждого похода — 78 суток.

— Даже если лодка всплывала на поверхность для связи, экипаж оставался внутри. 125 человек в замкнутом пространстве, под водой — непростое испытание, особенно для молодых матросов и особенно в шторм. Десятибальный шторм в подводной лодке – это действительно страшно, даже для опытных моряков. Со временем привыкаешь и к изоляции от внешнего мира, и учишься справляться с морской болезнью, но независимо от всех этих факторов, несешь свою службу, набираясь опыта. В походе экипаж подлодки выполняет учебные маневры, ракетные и торпедные стрельбы в условиях приближенных к боевым. Как ни красив суровый северный край, как ни велико очарование моря, но, завершив службу, вернулся Геннадий Анатольевич на материк. Выбрали Аткарск, где уже обосновались родители жены, переехавшие с Камчатки. Все устроилось, нашлась работа. Но снятся мичману сопки, кристально чистая вода северных морей.

Боевые пловцы Северного флота. Дмитрий САМОЙЛОВ, выпускник школы №9, срочную службу проходил на Северном флоте. Служил два года, которые пришлись на тревожное непонятное время. В начале девяностых годов прошлого столетия многие опасались воинской службы.

— Страха перед службой у меня не было,- рассказывает Дмитрий, — но тревога присутствовала. Слухи доходили разные, командиры тоже не могли толком объяснить, что происходит, но свои обязанности по воспитанию и обучению матросов выполняли, как положено. В нашей части соблюдалось уважение к старослужащим, а внеуставные отношения пресекались и наказывались. Так получилось, что в части было много ребят разных национальностей, но никаких распрей на этой почве не было. Выполняли одно дело, служили одной стране.

Наши части назывались ПДСС — противодиверсионные силы и средства. На учениях мы отрабатывали навыки минирования, стрельбы над и под водой, бомбометание. Поставленная задача — не допустить проникновения врага на базу подводных лодок. Наша часть находилась в поселке Ведяево, недалеко от Мурманска. Красота там необыкновенная, особенно летом. Оно на севере короткое и очень яркое. Если смотреть с сопок на море, то на отмелях вода переливается сказочными цветами, сверкает на солнце. Обычно Северное море темное и холодное.

Тревожное время, несчастный случай, когда в аварию попал автобус с матросами, среди которых должен был быть и Дмитрий, (в последний момент командир дал ему другое задание) не разубедили в том, что настоящий мужчина должен пройти эту школу жизни.

Год на флоте – это мало. Вадим НИКОЛАЕВ о службе на флоте мечтал со школы. Вместе с тремя друзьями заявил о мечте в военкомате. Друзья попали на Черноморский флот, а Вадим — на Балтийский. Служил с 2013 по 2014 год и считает, что для флота это мало. Только успели привыкнуть к службе, освоить военную специальность, а уже пора прощаться. Служил Вадим в береговых частях, обеспечивая воздушную безопасность морских границ. Был случай, когда немецкий частный самолет, заблудившись, нарушил границу. Обнаружили, разобрались и помогли вернуться.

— В основном служба проходила ровно и спокойно, — рассказывает Вадим. — Часто получали увольнительные в Калининград, знакомились с достопримечательностями города, его историей и историей Балтийского флота. Гвардии старший матрос Николаев имеет благодарности от командования за хорошую службу, а его родители – за хорошее воспитание сына. До сих пор поступают из части предложения о службе по контракту. Но у Вадима уже иные планы. Он поступил на службу в Аткарскую полицию и готовится к первой сессии в Академии права. Но бережно хранит морскую форму, и день ВМФ входит в число главных праздников в его жизни.

Автор текста: Ольга КАПИТОНОВА

Аткарская газета