Насколько бы беден был наш город интеллектуально и эмоционально, если б не жили здесь удивительные люди, готовые жертвовать своим свободным временем, силами и даже материальными ресурсами, во имя красоты родного Аткарска!
Гуляя по парку и улицам города, разве не останавливались мы в изумлении перед сказочной каретой, санями, удивительной клумбой в виде зонтика, кружевных арок? А те, кому посчастливилось побывать в вагонном депо, восхищались ажурным паровозиком с вагончиком. Во внутреннем дворике Управления Приволжской железной дороги стоит макет пассажирского вагона XVIII века в масштабе 1:1000. Симпатичный голубой вагончик не только напоминает о веселой песенке из популярного мультфильма о чебурашке – это своеобразный экскурс в историю царской железной дороге. Помните у Александра Блока: «Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели; молчали желтые и синие; в зеленых плакали и пели». Для окраски первых пассажирских вагонов предусматривались определенные цвета: I класса — синий, самый комфортабельный, II — золотисто-желтый, III — зеленый, IV — серый.
Об этом мне рассказал Дмитрий ЛЕБЕДЕВ, по должности — инспектор по приемке вагонов Аткарского вагонного депо, по жизненным интересам — изобретатель, рационализатор, живописец, по общему признанию — аткарский Кулибин!
Все лучшее родом из детства
— Я учился в железнодорожной школе № 10 и благодарен ей не только за полученные знания и образование, но и за множество кружков и секций в которых научился технически мыслить и видеть прекрасное, — рассказал Дмитрий Борисович. — Мой отец работал слесарем в колхозе, техническая жилка у меня от него. Он постоянно что-то совершенствовал. Любое задание выполнял лучше, чем заказывали, и нас с братьями учил смотреть на любую машину пытливым взглядом, утверждая, что абсолютно совершенной техники не бывает – всегда найдется то, что можно улучшить, сделать легче и проще. Он даже автомобили собирал из деталей, выброшенных в металлолом. А сколько усовершенствовал узлов для сельхозтехники, изобрел различных приспособлений для ремонта! Дети учатся на примере отца – это истина!
Увлечение техникой незаметно переросло в творчество. В 70-х годах у мальчишек были модны велосипеды с моторчиками, снегоходы и самокаты, мопеды и мотоциклы. Такая техника стоила дорого, да и в магазине ее купить было практически невозможно. А вот три брата Лебедевых постоянно удивляли одноклассников и односельчан своими изобретениями.
Конструирование и моделирование сформировали будущую профессию, Дмитрий пошел учиться в Саратовский машиностроительный техникум. Поработал на саратовских заводах, но по-настоящему реализовал свой талант в вагонном депо, где работает уже более 20 лет.
Творческие мысли покоя не дают
Жизнь интересна тем, что в ней всегда можно что-то улучшить, – считает Дмитрий Борисович и живет по этому принципу. Своими руками фактически перестроил родительский дом, сделав его удобным и комфортным для проживания. Сад посадил, двоих сыновей вырастил и выпустил в жизнь талантливыми инженерами, и теперь все силы отдает любимому занятию – изобретательству и рационализации. На его счету около сотни различных усовершенствований и десятки внедренных рационализаторских предложений, благодаря которым облегчен труд ремонтников, например, за счет сконструированного и изготовленного механизма для передвижения и подъема тяжелого гайковерта. Или приспособление для ремонта рабочего цилиндра грузового вагона хоппер-дозатора, которое позволило выполнить работы без помощи мостового подъемного крана и сократить время капитального ремонта вагона на полтора часа.
Грамотный и опытный специалист помогает претворить в жизнь предложения других рационализаторов депо, ведь мало придумать, надо еще и правильно рассчитать.
— Мысль приходит в процессе ремонта вагонов,- рассказывает Дмитрий Борисович, — видишь потери времени и материальных затрат при отдельных операциях. Начинаешь думать, как усовершенствовать технологию, ускорить процесс, сделать его более простым, безопасным, удобным для производства, снизить материальные затраты. Иногда решения находятся сразу, но нередко в поиске проходят дни и месяцы, порой приходиться рассчитать несколько вариантов и ни один из них не подходит, ищешь в технической литературе, интернете, и наконец, находится правильное решение. Это такая радость, душевный триумф – получилось! Хорошо, когда есть проблема, — есть повод искать и находить решение.
И отдых бывает творческим
Непроизводственные задания – это повод для творческого вдохновения в минуты отдыха. От станков и вагонов к изящным изделиям для города – арочкам, сердечкам, клумбам и заборчикам. Увлекается так, что забывает об отдыхе, причем конструируя очередное изделие, попутно совершенствует задействованные станки и изобретает новые приспособления, например, для винтового изгиба труб.
Есть еще одно увлечения у мастера – живопись. Казалось бы, от физики до лирики дистанции огромного размера, но у Дмитрия Борисовича все его страсти живут в гармонии. Сидит себе с удочками на любимой рыбалке, любуется пейзажами, рыбку ловит, а возвращается домой и за холст. Ему одинаково комфортно в мире чертежей, эскизов, красок и мазков.
Но как хватает дня, чтобы претворять все свои творческие задумки в жизнь?
— Я встаю с солнцем и ложусь со звездами, — шутит мастер, а зимой все это мне заменяет электричество.