Аткарчане знали его, как фотографа, как художник он оставался в тени. Но я смело заявляю: он был и остается замечательным светописцем и живописцем. Этой заметкой и мини-выставкой живописных работ мы отмечаем двойной юбилей его неполной жизни (1919-1984).Павла Ивановича ВЯЧЕСЛАВОВА приглашали снимать торжественные мероприятия, свадьбы, юбилеи, портреты передовиков производства. Для души снимал родную скромную природу. Фотопейзажами его и Модеста Ивановича ЛЕБЕДИНСКОГО, живописца слова и фотохудожника, оформлен фриз в зале местного краеведческого музея. С его фотографии Ю.А. ПЕТРОВЫМ и Г.Д. ЩЕРБИНИНЫМ выполнена панорама Аткарска. Для души же Павел Иванович маслом писал пейзажи и портреты, выполнял копии картин мастеров с мировым именем.
Родился он в с. Веригино Вологодской области. Был участником Великой Отечественной войны. Неизвестно учился ли он живописи вообще. В Аткарск приехал в 1955 году. Работал в парке, затем в локомотивном депо станции Аткарск художником-оформителем. Себе в напарники он взял живописца И.А. ТИМОШЕНКОВА, предварительно посмотрев, на что тот способен. Иван Алексеевич стал работать оформителем, а Павел Иванович – фотографом-оформителем. В кабинете начальника депо Анатолия Ильича ДОРОНИНА висели пейзажи их кисти. Находятся их картины в домах аткарчан и в местных музеях.В депо с ними познакомился и подружился я (1967), год проработав в транспортной бригаде Е.Г. Елисеева. Павел Иванович давал мне не только литературу, но и уроки по искусству и фотографии. У Вани — друзьями мы стали пожизненно – получил я навыки по оформлению. Тогда я небезуспешно готовился к поступлению в Саратовское художественное училище.В фотолаборатории Павла Ивановича висела им написанная картина «Допрос». Авторская или копия – неизвестно, как неизвестна ее судьба. Сюжет: у стола стоит девушка, возможно, комсомолка, в разорванном на плече платье. На столе лежит эсэсовская фуражка. Скупо. Просто. А из памяти аткарчан, видевших эту картину, не уходит.Ранее на художественной выставке я прочел ничего тогда не значащие для себя фамилии: Поспелов, Пегушев, Вячеславов… Почему-то врезался в память портрет в ту пору мне незнакомого Алексея Федоровича ПРОНИНА. Тогда полотно показалось мне громадным (93х56 см). И только через полвека (2014) я увидел его снова!История рождения портрета такова: во время работы Вячеславова в депо он часто встречался с машинистом паровоза 1 класса А.Ф. Прониным, который был редактором стенной газеты «Локомотив». Оба труженика встречались в мастерской художника. Работа в газете их объединяла.В 1960 г. депо переходило на тепловозную тягу. Пронин одним из первых повел на тепловозе грузовые поезда. Спустя год он стал машинистом тепловоза 1-го класса, первым в истории депо, и был единственным в течение двух лет. Несколько сеансов Алексей Федорович позировал в мастерской художника. В 1963 году портрет на выставке получил высочайшую оценку. Затем портрет выставлялся в Саратове в театре Карла Маркса, на всесоюзной выставке в Самаре, где занял призовое место. Когда художник заболел, он преподнес свое произведение машинисту. С тех пор портрет находится в семье Прониных и сейчас решается вопрос – где ему быть? А быть ему предлагаю в народном музее локомотивного депо станции Аткарск — одном из лучших на Приволжской железной дороге, созданном А.Ф. Прониным. Здесь будет жить память и о железнодорожнике, и о живописце.В эти дни портрет находится на мини выставке П.И. Вячеславова и художественно-этнографическом музее им. А.П. Бубнова. Возрастные посетители, знающие Пронина, тут же признают в нем того Пронина, на портрете которому всего 38 лет. Здесь же представлены еще две работы кисти Вячеславова: «Портрет отца» и копия картины Василия Пукирева «Неравный брак». Трудно назвать коллег своих, отважившихся сделать копию подобную этой. Я – никогда.Спасибо людям, благодаря которым получилась мемориальная выставка и публикация, посвященные нашим замечательным землякам, жизнь которых была яркой, полезной и родине малой и Родине великой: А.П. ВЯЧЕСЛАВОВА – сына П.И. Вячеславова, фотографа, который иногда тоже берет в руки кисть, его работы тоже представлены здесь; И.Б. ЛОПУХОВУ – начальника Управления культуры; А.Ф. ПРОНИНА и его дочь Л.А. ТИМОФЕЕВУ – преподавателя Аткарской ДШИ. Алексей Федорович сам прекрасно играл на баяне и выступал с хором и В. КАРПОВОЙ не только на сцене Аткарска. Во-вторых, у него есть продолжатель – внук А.Г. КОЛЕСНИКОВ – машинист-инструктор на Рязанской железной дороге. Благодарю И.А. ТИМОШЕНКОВА, по сей день пишущего радостные картины; Е.В. БАДИКОВУ – главного редактора «Аткарской газеты».Обращаюсь к своим землякам за помощью в сборе материала о наших художниках, чья жизнь и творчество связаны с Аткарским краем. Если что-то знаете о них – сообщите, пожалуйста, в художественно-этнографический музей им. А.П. Бубнова (ул. Ленина, 74, здание Центральной библиотеки, Петр Алексеевич Трущелев). На сегодня известны имена почти 50 живописцев и скульпторов.