Список наших земляков, отважно сражавшихся в годы Великой Отечественной войны и за совершенные подвиги представленных к званию «Герой Советского Союза», но по различным причинам так его и не получившим, пополнился именем Василия Петровича Воробьева.
Позвонивший в редакцию «Аткарской газеты» житель села Елизаветино Николай АФОНИН, считает, что сам Василий Петрович вряд ли знал, что за свой последний бой близ Лодейного поля в Ленинградской области он был представлен командиром полка к званию Героя Советского Союза. Во всяком случае, рассказывая о войне односельчанам, он никогда не упоминал об этом.
О храбром разведчике в 1995 году писал известный аткарский журналист М. И. Лебединский, но и в его статье нет упоминания об этом факте. И лишь когда рассекретили документы Министерства обороны и появилась возможность увидеть наградные листы солдат и офицеров, стало известно о подвиге нашего земляка.
— Мой сын разыскивал документы наших родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, и обнаружил наградной лист Василия Петровича Воробьева, с которым мы знались много лет, до самой его смерти, — рассказывает корреспонденту «АГ» Н.А. Афонин. — В село он вернулся после госпиталя, из-за тяжелого ранения был комиссован. Но боевой характер бывшего разведчика и в тылу проявил себя. Многие жители села помнят его – энергичного и подвижного, несмотря на хромоту, требовательного и ответственного заведующего свинофермой, молочно-товарной фермой, председателя Совета ветеранов села. О его наградах все знали, гордились односельчанином. Бравый был товарищ, заметный — богатырского телосложения с лихими чапаевскими усами. Уважали его в селе!
Дерзкий разведчик
Командир отделения полковой разведки младший сержант В.П. Воробьев воевал на Карельском фронте. М.И. Лебединский, бывший радист артиллерийской разведки, так писал о пехотных разведчиках: «К пехотным разведчикам мы относились с особым почтением. Конечно, им было труднее. Они по ночам уходили в тыл врага, где смерть ждала на каждом шагу. За ними охотились снайперы и минометчики. Не каждый мог быть разведчиком — набирали самых отчаянных добровольцев. Иногда мы немного завидовали разведчикам. Они могли носить трофейное оружие, допускать вольности в одежде, например, ходить в шапках-кубанках. У них иногда бывал даже трофейный коньяк и плитки шоколада. Увы, ореол славы вокруг разведчиков часто омрачался тем, что нередко они возвращались из поиска, волоча на плащ-палатке убитых и раненых».
Сколько раз сержант Воробьев со своим отделением пересекал линию фронта и, рискуя жизнью, добывал «языка» и важные сведения – неизвестно. Но в 1944 году он уже был награжден медалью «За отвагу» и орденом Славы III степени.
Тот бой был последним в военной биографии нашего земляка. 21 июня 1944 года при прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы Василий Воробьев сделал невозможное.
«Под непрерывным артиллерийско-минометным и ружейно-пулеметным огнем без потерь переправился через реку Свирь, противотанковыми гранатами проделал проход в проволочном заграждении и первым ворвался в траншею противника. Огнем из автомата и ручными гранатами лично уничтожил 5 белофиннов. Очистил от врага траншею, чем способствовал успешному форсированию реки и дальнейшему наступлению стрелковой роты.
За героизм, бесстрашие и дерзость младший сержант В.П. Воробьев достоин присвоения звания «Герой Советского Союза». (Из наградного листа).
В этом бою наш земляк получил тяжелое осколочное ранение. Вместо звания Героя Воробьев был удостоен ордена Красного Знамени.
Предполагал ли сам Василий Петрович, что его последний бой был составной частью знаменитого четвертого удара Сталина (так историки называют Свирско-Петрозаводскую операцию, которая имела решающее значение в победе на Карельском фронте)? После прорыва линии Маннергейма и взятия Петрозаводска, Финляндия была вынуждена прекратить военные действия и потребовать от Германии вывода своих войск с ее территории.
Чтобы в полной мере оценить подвиг нашего земляка, следует знать, что первая полоса оборонительной линии Маннергейма, проходившая по берегу Свири, состояла из двух-трех траншей. Траншеи были прикрыты проволочными заграждениями в несколько рядов. На многих участках у берега реки Свирь финны затопили плоты или специальные рогатки, с колючей проволокой, чтобы затруднить возможность форсирования водной преграды. На участках, которые были наиболее удобны для высадки десанта, финны устроили минные поля. Особенно мощные оборонительные порядки были на участке Лодейного Поля, где воевал В.П. Воробьев.
Пусть дерзкий разведчик Воробьев не получил Звезды Героя, но разве его подвиг от этого становится менее значимым?
«АГ» продолжает поиск наших земляков-героев.