Гордимся мощью наших атомоходов

Гордимся мощью наших атомоходов

17 декабря отечественный подводный флот отмечает свой юбилей.

В этот день в 1958 году в Северодвинске была спущена на воду первая советская атомная субмарина К-3, позже получившая название «Ленинский комсомол» в честь одноименной дизельной подводной лодки погибшей в годы Великой Отечественной войны. Историческое значение первой атомной подводной лодки сравнимо с первым космическим кораблем. «Ленинский комсомол» впервые в мире прошел подо льдами к Северному полюсу. К 1961 году на вооружении было уже 9 атомных подлодок. Наличие атомного подводного флота отрезвили горячие головы вражеских стран.

Срочную службу на атомных субмаринах второго поколения проходили и жители нашего района, в их числе Павел АЛЕКСАНДРОВ. Выпускник Аткарской школы-интерната, до призыва на службу получил профессию электрика в Саратовском ПТУ. На Северном Краснознаменном флоте получил специальность рулевой-сигнальщик атомной подводной лодки. Дважды участвовал в длительных, до 80 суток, походах в Атлантическом океане. Насколько серьезны и опасны были эти походы для здоровья моряков, говорит тот факт, что по возвращению весь состав подлодки отправляли на полтора-два месяца в специальный санаторий, где проводили полное обследование здоровья и профилактические процедуры, затем давали 45-дневный отпуск.

— Больше всего выматывало систематическое недосыпание, — вспоминает Павел Григорьевич. – В лодке постоянно работают механизмы, гул не прекращается. Вахта, уход за материальной частью, учения, занятия, тренировки по борьбе за живучесть и специальности, тревоги при всплытии под перископ, сеансы связи и определение места и так далее, а спать по 6-7 часов кусочками, там пару часов, там пару, причем тяжело всем. Степень тяжести определяется ответственностью за принятие решений. Неправильно принятое решение может привести к трагедии, а то и к катастрофе – лодка-то атомная. О моральных трудностях думать некогда, мелькнет мысль, что над тобой сотни метров воды, и бежать некуда, но это только придает ответственности. Особенно тяжело тем, кто идет в первый поход, но при всей суровости службы, дедовщины не было. Три года и один месяц служил на атомной подводной лодке Павел Александров, а Геннадий БАЛТАЧЕВ — 26 лет. В 1978 году прибыл он из Удмуртии на Тихоокеанский флот. Полгода учебки — и атомная подводная лодка «Вилючинск», технический аналог печально известной субмарины «Курск». Три года прослужил в должности старшины минно-торпедной команды, а когда пришла пора демобилизоваться, решил принять предложение командования и остаться на сверхсрочную службу. Обучение проходил на острове Русский, после чего вернулся на родную подлодку. Дальние походы для Геннадия Анатольевича – обычные рабочие дни, хоть и наполненные постоянным риском.

— Атомные подводные лодки — величайшее достижение инженерной мысли, = считает Геннадий Анатольевич.- По сравнению с дизельными, они отличаются огромными размерами, что позволяет увеличить площадь рабочих и бытовых отсеков, брать большее количество торпед и ракет. У атомных субмарин значительно больший диапазон возможностей, которые включают нахождение под водой в течение длительного времени, скрытность, бесшумность. Проще говоря, атомная подводная лодка может находиться необнаруженной на боевом посту сколько угодно долго и вести боевые действия из любой точки морей и океанов.

— Вы знаете, как провожают и встречают подводные лодки? – спрашивает Геннадий Анатольевич, и не дожидаясь ответа, рассказывает: – подводные лодки не провожают, в поход уходим молча. А когда возвращаемся, то не доходя до берега даем залп в сторону Камчатских сопок по заданной цели. Информация, полученная с берега об успешных стрельбах – сигнал к окончанию похода и торжественной встречи с обязательным жаренным поросенком.

— А если не попали? – интересуюсь я?

— Встреча будет, но без поросенка, с последующим разбором и всеми вытекающими последствиями, — отвечает Геннадий Анатольевич, — но такое редко бывает.

Редко, но бывают и аварии на атомных подлодках. Песня Владимира Высоцкого «Спасите наши души» — это реквием подводников. Празднуя юбилей отечественного атомного флота, мы не забываем, что свою мощь он набирал ценой человеческих жизней на атомных субмаринах «Ленинский комсомол», «Курск», «К-129», «К-27» и «К-19». Помнят жители Аткарского района о своем земляке легендарном подводнике, командире реакторного отсека атомной подлодки «К-19»Михаиле КРАСИЧКОВЕ, главном участником предотвращения ядерного взрыва во время аварии 4 июля 1961 года.

Сегодня на верфях Северодвинска строятся и спускаются на воду более мощные и безопасные АПЛ уже третьего и четвертого поколения проектов «Ясень» и «Борей».

Автор текста: ОЛЬГА КАПИТОНОВА

Аткарская газета