Из 24 школ Аткарского района Барановскую школу можно смело назвать одной из самых молодых. Несмотря на это, в ней сложились свои традиции, а успехи школьников и выпускников доказывают высокий профессионализм сельских педагогов.
В Барановской школе 15 учителей готовят к взрослой жизни 44 школьника. Из-за близкого расположения к Аткарску школу можно назвать городской, а вот обстановка в классах и в учительской скорее семейная. Все понимают друг друга буквально с полуслова, каждому находится занятие по душе. А учителя чаще не критикуют, а поддерживают и друг друга, и своих учеников.
— Коллеги шутят, что в нашу школу по специальной разнарядке педагогов с высоким профессионализмом отбирали, — говорит директор школы Антонина БЕЛОВА. – Но я-то знаю, что это не так. Просто повезло.
Истоки
Барановская школа открылась в 1986 году, и практически весь первый состав педагогов оказался вчерашними выпускниками педагогических ВУЗов. Коллектив был молодой, учителя стремились дать своим ученикам только лучшее, да и новаторов никто не ограничивал. Но сельская жизнь городским педагогам не приглянулась. Отработав положенный по распределению срок, саратовские учителя уехали. Из иногородних в школе остались работать только учитель английского языка Лидия РАХМАНОВА с мужем, учителем физкультуры Валерием РАХМАНОВЫМ. Как признался физрук, в Барановке им с супругой сразу предоставили коттедж, а в Ртищевском районе, откуда он родом, хотя и предлагали работу в более престижных школах, но квартиру обещали дать через несколько лет.
Где родился там и пригодился
На место уехавших пришли местные кадры, успевшие перенять новаторские идеи своих коллег — Сергей БОРИСОВ, Марина ДАВЫДОВА, Юлия ПЕТРОВА, Людмила ПЕТРОВА и Марина ТАРАСЕВИЧ. Так, согласно пословице «Где родился там и пригодился», и сложился основной костяк коллектива.
Недостающие кадры коллектив воспитывал сам. Прикипела к селу, ставшему родным, и учитель математики Елена НИКИТИНА. Будущий педагог окончила барановскую школу в 1992, а спустя несколько лет вернулась в родную школу уже в статусе учителя.
— Выбор был очевиден — в большом городе доказывать кому-то, что ты настоящий профессионал, бессмысленно, а вот в глазах односельчан превратиться из обычной девчонки в уважаемого человека и достичь поставленных перед собой целей – лично для меня намного интереснее и важнее.
Другая выпускница, Людмила Петрова, вернулась в школу социальным педагогом.
— Я окончила Аткарское педучилище, жила в Аткарске и в Саратове, но мне в городе не понравилось, — признается Людмила. – Мне простора родных полей и улыбок односельчан не хватало.
В деревнях с учителей особый спрос. Рассказывая об особенностях работы жизни сельского учителя, директор Антонина Викторовна отмечает, что тут к педагогам до сих пор относятся с большим уважением, но сначала его нужно заслужить. Сельский педагог практически всегда на виду: ему нужно постоянно следить за своим поведением, одеждой, манерами. Сделает учитель что-нибудь не соответствующее своему статусу — через пять минут вся деревня узнает, и с авторитетом можно попрощаться.
— Коллектив школы старается оставаться примером для односельчан и в рабочее, и в свободное время, — поддержала директора Галина ГРАЧЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Сама Галина Валентиновна – представитель большой педагогической династии, и это еще один интересный факт из жизни барановской школы. Учитель начальных классов Светлана ЛЕВАШОВА «заразилась» педагогикой от старшей сестры Татьяны ТИМОНОВОЙ, которая преподает в Кочетовской школе. И третья сестра Галина тоже пошла по стопам сестер. Стала учителем младших классов и дочь Светланы – Валентина ЛЕВАШОВА, молодой педагог работает в школе №2.
Уникальный подход
Барановская школа может служить олицетворением современной сельской интеллигенции. Литературу здесь преподает Марина ДАВЫДОВА — первый наставник и открыватель современных аткарских писателей Эдуарда ПОЛЯКОВА и Алексея НИКИТИНА, которые становились героями публикаций «АГ». Много лет Марина Анатольевна ведет в школе литературный кружок и помогает детям не просто читать, а чувствовать и сопереживать книжным героям, любить творчество. У нее нет особого секрета, как пробудить в ребенке творческое начало, главное – не загонять детей в рамки.
— Я считаю, что литература – это предмет души, тут нужно чувствовать, — рассказала Давыдова. – Этому и учу ребят. Коллеги из Аткарска часто припоминают мне случай, когда школьник вместо сочинения про маму сдал мне стихотворение. Я поставила ему пятерку, а большинство моих знакомых педагогов уверены, что нужно было ставить двойку, ведь ученик не справился с заданием…
Ложка дегтя
Как показалось корреспонденту «АГ», единственное, что по-настоящему огорчает педагогический коллектив – не всегда Барановской школе удается выставить на районные спортивные турниры свою команду. Воспитанники Валерия Рахманова готовы защищать даже спортивную честь района и составить конкуренцию многим, но, к сожалению, собрать команду удается не всегда – в селе классы немногочисленны.
От Автора. У всех учителей барановской школы есть одна общая черта – негромкий и мягкий голос. Даже у директора и его зама он был далек от командного. Педагоги говорили негромко, как бы делясь своими впечатлениями, воспоминаниями. Представить, что они могут повысить голос на ребенка, не получилось: после беседы с педагогами осталось ощущение, что побывал в гостях у дружной и доброй семьи.