Рукодельница из Аткарска не только освоила древнее рукоделие тунисских пастухов, но и усовершенствовала его.
История утверждает, что вязание придумали мужчины, причем не в одной отдельно взятой стране, а повсеместно. В Европе рыцари вязали кольчуги, на Руси — рыболовные снасти и силки для охоты, а в Тунисе и Афганистане пастухи из шерсти вязали грубые, но теплые пледы. Позже методом вязания стали изготавливать одежду. Когда это искусство освоили женщины, вещи приобрели широкую утилитарность и эстетичность. Вязание стало тонким, изящным видом рукоделия.
— И все же тунисское вязание — это мужское вязание, — считает уроженка Санкт-Петербурга, а ныне аткарчанка Любовь ЯРМЫШКО. — У тунисского вязания не много узоров и все они простейшие. Изделия получаются прочными, не вытягиваются, то есть не изменяют свою форму по фигуре. Эта вязка хороша для мужских свитеров, рубашек, одеял, пледов, сумок. Первый раз тунисскую вязку Любовь Николаевна увидела, купив мужской свитер с проходящего из Казахстана скорого поезда. Это было в 80-е годы прошлого столетия, в период тотального дефицита. Искусная вязальщица была крайне удивлена тем, что внешняя сторона выглядит как плетение, а внутренняя — словно связана спицами. Чтобы разобраться, Любовь Николаевна аккуратно распустила новый свитер и затем связала заново. Позже узнала, что такая вязка называется тунисской.
Что же такое тунисская вязка и чем она отличается от обычной? Тем, что объединяет вязание спицами и крючком. Инструмент — длинный, 35-40 сантиметров, крючок со стопором на конце, чтобы петли не слетали.
Это одностороннее вязание, то есть все петли провязываются только с одной стороны, и изделие переворачивать туда-сюда не нужно. Начало работы — цепочка из воздушных петель. Первый этап работы называется «наборным». Выполняя его, нужно набрать петли из воздушной цепочки, которую связали первой. Делается это справа налево, не пропуская петли по всей ширине будущего изделия. Второй этап работы называется закрепительный. Это провязывание тех же петель, но в обратном направлении не переворачивая изделие. Заканчивают очень просто — провязывают ряд столбиками без накида. Как вариант можно связать и полустолбики. Тот, кто вяжет крючком, технологию освоит быстро. Уже третий ряд, после двух показанных мастерицей, я связала самостоятельно. Но Любовь Николаевна усовершенствовала древний тунисский инструмент для вязания. Крючок короткий за счет согнутого в кольцо длинного конца. Специальная петля на мизинце позволяет фиксировать инструмент в руке, а поролоновая накладка смягчает усилие руки. Любовь Николаевна утверждает, что тунисское вязание экономит пряжу и значительно ускоряет изготовление изделия. Ей можно верить, ведь вязать она начала еще в школьном возрасте.
Воспитанница Ленинградского детского дома во время прогулок в парке подолгу задерживалась около вязальщиц на лавочках.
— В 50-е годы многие женщины перевязывали старые вещи в обновки, — рассказывает Любовь Николаевна, — время было тяжелое, послевоенное. Я бы начала раньше вязать, но спицы попали мне в руки лишь в школе на уроке труда. В 5 классе я уже с гордостью носила вещи, связанные своими руками: шапочки, шарфики, варежки. Потом освоила вязку крючком. И когда вышла замуж с удовольствием вязала вещи для детей: сына и дочки, себе и мужу. Всегда хотелось добавить какие-то элементы для украшения изделия. Так и с тунисским вязанием. В процессе работы увидела, что лицевая сторона изделий вполне может служить канвой для вышивки. Смотрите, что получилось!
В небольшой квартирке полноценная выставка красивых вязаных изделий. Это сумки, чехлы для мобильных телефонов, оригинальные мужские шапочки, напоминающие мусульманский головной убор, головные повязки для женщин, безрукавки, различного размера круглые коврики, носки, варежки еще множество изделий практического назначения. Последнее увлечение Любови Николаевны — панно из роз — поражает своей самобытностью. Аткарские розы, выполненные в тунисской технологии, смотрятся очень изящно, ярко, радостно. Любовь Николаевна немного смущена моим восторгом:
— Вдохновилась предстоящим фестивалем роз. Вначале украсила розами некоторые изделия, а потом решила сделать панно, да вот увлеклась.
Да уж, увлеклась! Около трех десятков панно разного размера, развешаны на стене, целая выставочная экспозиция.
— Я вот мечтаю, чтобы нашлась девушка или женщина, которая заинтересовалась бы тунисским вязанием, — говорит Любовь Николаевна. — Я бы научила, а взамен она научила бы меня пользоваться компьютером. Идти учиться не смогу, смущаюсь, когда много людей и не понимаю ничего. Очень хочется научиться. Я уж и компьютер купила, вон в углу стоит.
Автор текста: Ольга КАПИТОНОВА