Жутко видеть, когда во время налета бомбардировщиков пароход ломается пополам, а в темной волжской пучине, стараясь удержаться на воде, бултыхаются раненые, женщины с малыми детьми, — с дрожью в голосе вспоминает один из старейших аткарских железнодорожников Анатолий ИВЛЕВ.
Он встретил войну между Камышином и Сталинградом, на хуторе Быково, которого ныне нет. Когда стране нужен был свет, воды водохранилища Волжской ГЭС сомкнулись над крышами сельских домов, оставив деревню на дне. Бежав в 1931 году из Дурасовки от голода и поколесив по станциям и разъездам, семья Ивлевых приехала в Быково к дальней родственнице, чтобы вдоволь наесться сладких арбузов. Огромные зеленые ягоды с ароматной сахарной мякотью отправляли в Москву. В месте погрузки стоял огромный стол с бортиками, там разрешалось есть арбузы в неограниченном количестве, но с условием: ни одна семечка не должна упасть на землю. Семена служили посадочным материалом.
Отца, прошедшего Финскую войну, на фронт забрали лишь в начале 1942 года. И это все. Где и как погиб — никто не знает. Война быстро пришла под Сталинград, прилетела на крыльях «юнкерсов». Бомбардировщики были первыми ласточками ожесточенных сражений. Асы люфтваффе по искре определяли дислокацию воинских частей и сбрасывали туда весь боезапас. По ранению демобилизовали из действующей армии соседа — так во время бомбардировки его убило балкой в собственном доме.
Немцы яростно рвались к каспийской нефти. Военные действия превратили красивый город в месиво бетона и металла, но заводы врагу не достались. Фашистские летчики говорили: «Сталинград – это ад на земле, Сталинград – могила для немецких солдат». Заводы продолжали работать, при том, что основная их часть была эвакуирована. Танки и легендарные «Катюши» из цехов «Тракторного завода» сразу вступали в бой, «Баррикадный» выпускал снаряды.
В 1943 году в Быково за работу платили мало, иждивенцам вообще хлеба не давали. Анатолий с матерью и дедом на телеге, запряженной коровой, приехали в Сталинград восстанавливать город. Основной рабочей силой были подростки, женщины, старики и инвалиды. Мать взяли матросом на ледокол, который ныне покоится на дне Волги около Энгельса, 14-летнего мальчишку — на железнодорожную переправу машинистом насосной станции, снабжавшую паровозы водой. В авралы заменял помощника машиниста паровоза на станции, тогда к пайку в 700 граммов хлеба добавляли еще 300 и 20 граммов табака. Иногда ездил в сторону Баскунчака до Ахтубы, возил соль для производства пороха.
Когда закончилась война, Анатолий отправился в Саратовское железнодорожное училище. В 1947 году ему дважды пришлось доказывать, что как помощник машиниста он уже состоялся. Первый — когда его по малолетству решили оставить в училище получить еще одну специальность. Второй — когда пришел в депо устраиваться на работу. Испытания прошел на «отлично». Определили его в Курдюм на работу, в евдокимовские казармы — на жилье. До сих пор Анатолий Петрович с благодарностью вспоминает машиниста толкача – наставника Ивана Мироновича КОЛОНИЦКОГО.
В 1950 году на танцах в деревне Кологривовке занозой в сердце застряла скромная девичья улыбка. Ухаживания закончились свадьбой и скорыми проводами в армию. Не думали молодые, что эта разлука скрепит их союз прочнее клятв в вечной любви. Давно позади золотая и бриллиантовая свадьбы, впереди — Благодатная. 67 лет вместе, из них 65 – в Аткарске. Галина Григорьевна вышла на пенсию с должности дактилоскописта. Супруги о любви не говорят, она сама говорит их глазами и поступками, прорастает во внуках и правнуках, цветет разноцветными шарами герани на окнах, алыми розами в палисаднике – это, наверное, и есть божья благодать и истинное счастье.
Автор текста: Елена БАЗАРОВА