Как Аткарск Москву защищал

5 декабря исполняется 80 лет начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой в 1941 году.

27 ноября 1941 года студеный морозный воздух над аткарским вокзалом разрывали оглушающий рев паровозов, лязганье оружия и бабий вой – Аткарск провожал на фронт 350-ю стрелковую дивизию. Костяк дивизии составляли аткарские мужики – жители деревень Аткарского и Дурасовского районов… Уходили на войну взрослые, суровые, повидавшие жизнь сорокалетние мужчины, сами проводившие на фронт сыновей. Это был последний резерв сорок первого года, которому доверили защищать Москву.

Дивизию создавали в Аткарске с нуля. С 20 августа по 15 сентября в военкоматы области поступали призывники 35-40 лет. Колхозники бросали в поле неубранный урожай и шли на призывной пункт. Их руки умели все — срубить избу, запрячь коня, наточить косу, выкопать колодец, осваивали трактор. Вот только воевать они не умели.
Большая часть солдат никогда не держали в руках винтовки, не говоря уже об умении стрелять, только немногие прошли Гражданскую войну и армейскую службу. Даже некоторые командиры не служили в армии и не имели опыта командования.

Будущие полки располагались в трех деревнях около Аткарска. Деревенских мужиклв воевать по ускоренной программе. Для обучения на полк было по 100 винтовок, 1-2 пулемета и 1 миномет. Не было средств связи, артиллеристы обучались стрельбе на деревянных макетах орудий. Саперных лопаток хватало только на 60% солдат, — вспоминал начальник штаба дивизии полковник Павел Шувалов, который с первого дня занимался обучением солдат.

— Обозных лошадей реквизировали в местных колхозах и они мало подходили для перевозки артиллерийских орудий. Только перед отправкой на фронт дивизия получила 2 десятка машин.

В конце ноября сорок первого еще никто не знал, выстоит ли Москва или падет под натиском фашистов. На помощь столице шли и шли новые полки. 27 ноября 1941 года  на станции Аткарск 6 тысяч человек погрузились в эшелоны и после шести недель подготовки дивизия отправилась на фронт. В 350-ю стрелковую дивизию входили 3 стрелковых полка — 1176-й, 1178-й, 1180-й  и 917-й артиллерийский полк. Солдаты и командиры уже прозвали свою часть «Аткарской».

Сотни аткарчан пришли на вокзал проводить родных и попрощаться с ними в последний раз. Ученики образцовой городской школы №4 вручили бойцам 917-го артполка свое пионерское знамя с наказом обязательно дойти до Берлина.

Уже 6 декабря дивизия вступила в свой первый бой против 2-й танковой армии вермахта в ходе контрнаступления под Москвой. 13 декабря 1176-й стрелковый полка вышел к Дону и овладел Куликовым Полем. Здесь в  1380 году в битве с золотоордынским ханом Мамаем решалась судьба русского народа. Командир 1-го дивизиона капитан Чудинов скомандовал: «Встать на колени! Поклонитесь нашим предкам!»

Это можно считать немыслимым чудом, можно – особенностью русского характера. Но наспех обученные солдаты, впервые взявшие в руки оружие, шли в бой против отлично обученной армии Гудериана и выгрызали каждый километр своей земли. Что вело их вперед? Ответ дал талантливейший поэт Михаил Кульчицкий тоже боец 350-й дивизии, в знаменитом стихотворении, написанном за три недели до гибели: «Не до ордена, была бы Родина с ежедневными Бородино».

Бойцы 350-й дивизии гнали немцев почти на 338 километров. За декабрь 1941 года Аткарская дивизия освободила 443 населенных пункта. 22 декабря вышла на шоссе Тула — Орел. 24 декабря дивизия захватила город Чернь, взяв трофеи: до 240 автомашин, 48 мотоциклов, 10 орудий, 10 танков. 1176-й 1180-й стрелковые полки уничтожили два немецких штаба.

Почти никто из тех солдат, кто покинул родной Аткарск 27 ноября 1941 года, не вернулся домой. Война для них была короткой. Они не дошли до Берлина, не успели получить ни одной награды. Никто из них не стал Героем. Им не стоят обелиски, потому что никто не знает, где они похоронены.

Негромкий подвиг аткарских солдат, спасших Москву, оказался почти забыт на их Родине.

Недавно выяснилось, что история 28 панфиловцев, на которой воспитывали поколения советских людей — вымысел. Действительно, их было совсем не 28 — тех, кто стоял насмерть, замерзая в окопах под Москвой, ложился под танки, шел в атаку с голыми руками. Их было в сотни и сотни раз больше. Но только рассказать об их подвиге журналистам было некому. На них даже похоронки не приходили — потому что те, кто должен был писать похоронки, тоже погибли.

Назовем несколько имен из сотен аткарских защитников Москвы, погибших в декабре 1941. Александр Матасов, Иван Казаков, Петр Калинин из Аткарска, Иван Земсков из Песчанки, Николай Данилов из Среднего Колышлея, Алексей Михайлов из Новой Ивановки, Михаил Стукалин из Бубновки, Гаврила Вдовенко из Большой Екатериновки, Александр Никитин из Лопуховки, Михаил Афанасьев из Барановки, Даниил Баланов из Земляных Хуторов, Леон Назаров из Малых Копен, Евгений Лопухов из Волосатовки, Павел Дубовицкий из Синельниково, Федор Герасимов из Осиновки…

От автора. 350-я дивизия в 1945 году вошла в поверженный Берлин. Освобождала Чехословакию. 917-й артполк выполнил наказ аткарских пионеров и донес их знамя немецкой столицы. Сегодня знамя с надписью «Аткарск-Берлин-Прага» хранится в музее Вооруженных Сил в Москве.

Аткарская газета