Как «белые платочки» икону спасли

Как «белые платочки» икону спасли

Реликвии из разграбленной церкви 80 лет деревенские жители передавали из поколения в поколение.

Ни одну икону не почитают в России так, как Казанскую икону Божьей Матери. Ее называют Заступницей, с ней связывают освобождение Москвы от поляков, ей приписывают защиту столицы от немцев в декабре 1941 года, она хранится в космосе на МКС. В маленький сельский храм в далеком селе Песчанка Александр МАКАРОВ передал старинные крест и Казанскую икону, с которыми связана удивительная история.

«Белые платочки» спасли Русскую церковь», — сказал патриарх Алексий I о русских православных бабушках, которые в годы безверия пронесли в душе веру и научили молитвам своих внуков. «Белые платочки» из исчезающей деревни Новая Ивановка сохранили церковные реликвии.

До революции крест и икона принадлежали Никольской церкви в селе Чемизовка. Храм был закрыт и разграблен в 1930-е годы, от церкви уцелела только кирпичная колокольня — как памятник всем утраченным церквям Аткарского района.

Еще недавно церковь села Чемизовки была старейшей в Аткарском районе – ее деревянные стены были возведены в 1747 году. Но в начале двухтысячных ветхий храм, простоявший почти 300 лет, сгорел без следа, когда на окраине села подпалили сухую траву. А сто лет назад он считался богатейшим – описание церковных сокровищ сохранилось на страницах криминальной хроники начала 20 века.

«В ночь на 31 июля в селе Чемизовка ограблена церковь. Из алтаря похищены большой позолоченный крест, осыпанный бриллиантами, весом в 2 3/4 фунта, другой серебряный крест весом 1 фунт 47 золотников, серебряная дарохранительница весом 2 фунта 81 золотник, потир – 2 фунта, серебряная ложка, серебряный вызолоченный сосуд, осыпанный камнями. От напрестольного евангелия оторваны серебряные вызолоченные крышки изящной работы, осыпанные камнями» — писала газета «Саратовский вестник» от 1 августа 1913 года

То, что уцелело от рук грабителей, было разорено во времена богоборчества в 1930-е годы. Часть церковной утвари спрятали по домам прихожане.

Александр Макаров живет в Саратове, но корнями он из Новой Ивановки. «Отсюда все мои прародители», — гордится он малой родиной. Его предки венчались и крестились в Чемизовской церкви, и каждый раз из Ивановки ходили помолиться пешком за 14 верст.

  • Когда в Чемизовке рушили церковь и изымали все церковное, — вспоминает Александр Филиппович, — женщина по имени София сохранила от уничтожения запрестольные икону Казанской Божьей Матери на деревянной рукоятке и крест.

От Софии, у которой не было детей, реликвии стали переходить из семьи в семью. В деревне было много одиноких женщин, у которых мужья на фронте погибли, они и сохранили дух веры. Собирались у кого-нибудь дома на Пасху, в дни больших церковных праздников и всю ночь пели церковные песнопения, а утром шли на работу.

  • Во время засухи сельские старушки крестным ходом с иконой обходили поля и молили Илью Пророка о дожде, — рассказывает Макаров.

Когда хоронили односельчан, крест и икону Заступницы доставали и, вопреки всем запретам, с молебном несли во главе похоронного шествия. «Когда помру, чтоб ивановские бабы отпевали меня», — наказывали родным жительницы соседних деревень.

Одной из таких «белых платочков» была покойная тетка Александра Филипповича Макарова. Так крест с иконой оказались в его роду.

Спустя 80 лет спасенные реликвии вновь вернулись в стены храма. На все 40 километров от Аткарска до Песчанки ни одной церкви не было долгие годы, и только пару лет назад в Песчанке в приспособленном помещении открыли приход. И когда в ноябре жители окрестных сел собрались в Песчанке поклониться мощам святого Николая Чудотворца, Александр Филиппович передал икону и крест сельскому храму Святого Георгия.

По словам благочинного Аткарского округа священника Дионисия Елистратова, прихожане время от времени возвращают церковную утварь из утраченных храмов, но как правило, в ужасном состоянии.

  • Крест и икона хорошо сохранились, на моей памяти это первый случай, когда церковные вещи вернули в таком состоянии, — прокомментировал благочинный. — Теперь они хранятся в алтаре за престолом сельского храма.

Автор текста: ЕЛЕНА БАДИКОВА

Аткарская газета