Название села Земляные Хутора, строительство аткарских церквей, гибель за Отечество, уголовное дело 18 века — все это история древнего рода аткарских купцов Земляновых.
Соль земли. Первый из забытого, а когда-то уважаемого рода Земляновых сложил голову в степи. До 1782 года Аткарск еще не был Аткарском и городом тоже не был. Была сторожевая слобода Еткара Петровского уезда, а жители ее считались пахотными солдатами. Как сегодня экономика России держится на нефти, так триста лет назад она держалась на соли, которая была главной статьей российского экспорта.
Саратовская губерния была главным поставщиком соли для Российской империи, Саратов называли соляными воротами России, а стражами этих ворот были пахотные солдаты Еткаринской слободы. Трудно представить, что триста лет назад южная граница России пролегала через Аткарск, а дальше лежала дикая степь. На дорогах в этой степи стояли соляные заставы – своего рода таможенные посты. Нашим предкам, пахотным солдатам Еткаринской слободы уже тогда было «за державу обидно», и они обеспечивали безопасность соляных путей от калмыков, пресекали контрабанду соли. В далекие 1720-е годы во время службы на соляной заставе погиб солдат Абакум Землянов. Его можно считать первым известным жителем Аткарска, погибшим на службе Отечеству….
Иван Постный. 7 ноября 1782 года императрица Екатерина постановила считать Аткарск уездным городом, а его жителей – мещанами. А раз есть город, должна быть власть – городской голова и Дума. В 1785 году городским головой Аткарска выбрали купца Ефима Землянова, внука погибшего солдата, и просидел на этой должности 3 срока (только один человек продержался дольше – через 100 лет дворянин Федор Николаевич Павлюков побьет рекорды пребывания на посту городского головы). За должность ему кроме почета и обязанностей, ничего положено не было.
О том, как он руководил городом, неизвестно ничего, кроме одного – в 1786 году городской голова Аткарска Ефим Исаевич Землянов от имени купеческого и мещанского общества направил прошение к Саратовскому епископу разрешить построить на отведенной под новое кладбище земле церковь во имя усекновения главы Иоанна Предтечи.
Церковь построили на пригорке на краю леса – светлую, резную, с колокольней, похожую на теремок, ее освятили 7 мая 1789 года. В народе ей дали простое и понятное название – «Иван Постный». На протяжении полутора веков в кладбищенской церкви завершал вой жизненный путь каждый житель Аткарска. Туда приходили скорбеть по усопшим родителям, оплакивать рано умерших детей. По имени церкви получило название новое кладбище – Иоанно-Предтеченское, которое сейчас называется Старым.
Отголоски глубокого почитания церкви «Ивана Постного» сохранились в Аткарске до семидесятых годов, хотя никто не помнил, кто ее построил и почему она так называлась. Народ глубоко чтил день памяти мученической кончины Иоанна Крестителя и проводил его в строгом посте. По народному верованию, в день Иоанна Крестителя брать в руки нож грешно. Если же срубить им головку капусты, то на ней покажется кровь…
ТТак имя Ефима Землянова оказалось вписанным в историю церковного строительства Аткарского края.
Как Григорий Ефимович поссорился с Мокеем Карповичем. А вот потомки купца попали в историю куда более прозаическую. Самые лучшие, богатые черноземом пахотные земли тянутся к западу от Аткарска по берегам Аткары. В 18 веке еще не обмелевшая река кишела рыбой, ее течение перекрывали бобровые плотины, а по берегам раскинулись медоносные луга. Невырубленные леса, нераспаханная цветущая степь – аткарская природа была щедра к человеку.
По берегам реки для пахоты и сенокоса солдатам отводили землю. Чтобы не возвращаться в город за 15-20 верст, на время страды они рыли себе землянки, потом строили временные избы, а кто побогаче, обзаводились постоянным жильем, наезжая в город только зимой. Так в окрестностях Аткарска возникли хутора, носившие имена или фамилии владельцев: Бубнов Хутор – ныне деревня Бубновка, Копенкин Хутор – ныне село Малые Копены, Нестеров Хутор – деревня Нестеровка, Данилов Хутор– село Даниловка.
Семья городского головы Ефима Землянова обосновалась на хуторе к западу от города. Там сын городского головы купец Григорий Землянов подрался из-за пуда рыбы и попал в уголовную хронику 1788 года. В Саратовском государственном архиве хранится «Дело об избиении купцом Земляновым мещанина Пономарева» — целый детектив объемом в 200 страниц.
Детектив, прямо скажем, скучный: «Григорьем его зовут Ефимов сын Землянов. От роду ему тридцать пять лет, грамоте и писать не умеет на исповеди и у святого причастия бывал в городе Аткарске. Сего года в апреле в собственном своем хуторе расположением от города верстах двадцати на реке Эткаре называемом Землянове поставил на реке в устье Алешкина буерака для ловления рыбы нитяную нерету (сеть – прим. авт)… и вечером увидел аткарского посадского Мокея Пономарева который бывшую в ней плотву весом в пуд вытряхнул себе в полу. И стал Землянов Пономареву говорить: зачем ты чужую рыбу берешь без спросу».
Землянов побил вора обухом топора по плечам, связал рваной сетью и потащил к полицмейстеру. Избитый Пономарев пожаловался на обиду. Благодаря бессмертной российской бюрократии в протоколах этого дела для нас сохранилось первое упоминание названия «Землянов Хутор» по фамилии хозяина – купца Ефима Землянова. Потом оно трансформировалось в «Земляные Хутора», и под этим уникальным, единственным в России названием село существует более 200 лет..
В том, что речь идет именно о селе Земляные Хутора, можно не сомневаться – в деле упоминаются его точные географические приметы — река Еткара, расстояние до города и Алешкин овраг, который есть на карте и сейчас, этот указатель проезжает каждый, кто едет по трассе Тамбов-Саратов в сторону Ртищево.
Так купец Землянов второй раз оставил свой след на аткарской земле, теперь уже в ее географии, дав свое имя единственному в России селу…
Помирились ли Пономарев с Земляновым, история умалчивает. Само село давно забыло своего основателя, хотя потомки городского головы Землянова проживали в Земляных Хуторах еще в середине прошлого века.
Автор текста: ЕЛЕНА БАДИКОВА