Красота – математическая истина

Красота – математическая истина

С удивительным человеком посчастливилось мне познакомиться. Удивительным потому, что мастеров дела, которым она занимается, во всем мире единицы. Знакомьтесь – инженер Марина ЛЕЖНЕВА, жительница села Марфино.

О своем увлечении она лаконично и вместе с тем поэтично рассказала в своем интернет-блоге, который озаглавила «Оrnamenticа»: "С некоторых пор я “заболела” арабской геометрией. “Заболела” настолько, что все свободное время отдаю этому замечательному занятию. Что я приобрела? Некоторые знания и навыки древних мастеров Ближнего Востока, стран Магриба, Испании, Индии и Средней Азии. Эти мудрые люди спроектировали и построили прекрасные мечети и дворцы в Стамбуле, Дамаске, Ширазе, Каире, Марракеше, Гранаде, Агре и Бухаре. Я удивляюсь и восхищаюсь архитектурой Востока, но особенно я люблю орнаменты, украшающие эти великолепные здания."

Почему исламские орнаменты настолько красивы и гармоничны? Потому что они правильные. Потому что они построены по правилам геометрии. В данном случае, красота есть истина, математическая истина, объективная истина.

Орнамент – древнейшее искусство. Возникновение орнаментики относится ко времени глубокой древности, так как стремление человека украшать появилось уже на начальных этапах развития культуры и встречается в примитивном виде у древнейших народов нашей планеты. При изготовлении посуды, одежды, оружия наши предки украшали их простейшим орнаментальным узором. Примером тому могут служить черепки глиняной посуды, найденные при археологических раскопках на берегу реки Медведицы близ села Красавка и хранящиеся сейчас в Аткарском краеведческом музее. Этим изделиям около 5000 лет, но на них хорошо сохранился орнамент, нанесенный ногтем и палочкой.

В последующие эпохи орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: служит для украшения оружия, текстильных изделий, мебели, архитектурных сооружений. Примером трепетного отношения аткарчан к орнаментальному искусству могут служить изумительные по красоте каменные кружева краснокирпичных зданий, а также лепнина в интерьере и резные деревянные наличники на старых домах.

Существует множество видов орнаментов: растительные, животные, пейзажные, предметные, астральные, каллиграфические… Восхищаясь красотой орнаментов, мы не задумываемся о роли математики в создании этих произведений. Между тем в основе любого орнамента лежит строгость организации формы, простая или усложненная система повторов. Даже в построении узора лежит математический расчет. Но в применении математических принципов при построении базовых элементов всех превзошли восточные мастера, создав неповторимый вид исламского или арабского орнамента.

Принцип калейдоскопа. Помните детскую игрушку – калейдоскоп? Помните это завораживающее перемещение разноцветных стеклышек, складывающихся в узоры? В приступе любопытства разбирали игрушку? Ну, значит, знаете, что секрет — в геометрии зеркальных стеклышек в форме призмы. Количество граней узора зависит от количества зеркал и величины угла между ними. Это – простейший пример геометрического орнамента.

  • Мусульманские художники и ремесленники по религиозным соображениям не могли изображать людей и животных, возможно, поэтому они довели до совершенства эстетику абстрактного орнамента, мгновенно узнаваемого по повторению чередующихся геометрических фигур, – считает Марина. — Математически «правильный» орнамент развивается из его базового элемента, построенного на треугольной, квадратной или прямоугольной основах, многократно зеркально отображающегося, и может быть восстановлен по небольшому фрагменту с помощью циркуля и линейки.

Это то, что умеет делать Марина. Своим учителем она считает польского ученого Мирослава МАЕВСКОГО, именно его математическую систему она применяет для восстановления исламских орнаментов. Профессор М. Маевский занимается не только труднейшей и увлекательной работой по реконструкции средневековых исламских орнаментов, но и создает новые оригинальные орнаменты.

Хочу подчеркнуть, что увлечение Марины — это не бизнес, хотя чертежи восстановленных ею орнаментов пользуются спросом в разных странах. Коренная горожанка, потомственный инженер-строитель, выпускница Саратовского политехнического института до пенсии работала по специальности, воспитывала детей и мечтала… о жизни в селе, о возможности растить овощи на своей земле и до упоения заниматься геометрией. 4 года назад она приняла судьбоносное решение и переехала в аткарское село Марфино.

— Меня судьба привела к изучению исламского орнамента, который в средние века придумали великие математики, сохранили и развили до головокружительных высот искусство геометрии, суть искусство гармонии, содержащее в себе такие понятия, как уравновешенность, подобие, порядок, соответствие, родство, пропорциональность, симметрия, — рассказывает Марина . — В моем увлечении бесконечные перспективы.

Зачем восстанавливать старые восточные орнаменты? С какой целью, спросите вы, стоит ломать себе голову? А что вы скажете, если сами научитесь конструировать полюбившийся орнамент (это ни с чем не сравнимое удовольствие!) и перенесете его на ткань, сделав батик? Холмы вокруг Аткарска содержат белую глину, а летом в Марфино я нашла карьер с охрой. Мы ходим по золоту! Мы тоже можем делать глазурованную плитку для украшения интерьеров не хуже марокканской или испанской. Или украсить резьбой двери и наличники. А такие простые архитектурные элементы, как решетки и ограждения, выполненные по реконструированным чертежам, могут стать изюминкой двора и улицы.

Я решаю геометрические задачи и делаю чертежи классических исламских орнаментов, на основе которых выполняю акварели. Не уверена, что мои акварели имеют художественную ценность, но теперь я располагаю большим количеством чертежей, которые могут быть использованы для изготовления глазурованной плитки при облицовке интерьеров зданий, для украшения изделий из тканей, изделий из дерева, витражей и т.д. Я мечтаю увидеть Красоту и Гармонию в России.

Автор текста: ОЛЬГА КАПИТОНОВА

Аткарская газета