Кровь и любовь: личная жизнь наших предков

В СССР, знают все, секса не было. А в дореволюционной России? Был ли секс в старом Аткарске и какой была личная жизнь наших предков? Как аткарчане влюблялись, умирали от любви и кого рожали в крапиве 120 лет назад.

За каких-то 100 лет аткарские нравы изменились до неузнаваемости. В личной жизни наших предков было много сурового и мало романтичного. Нашим прадедам и прабабкам умереть было проще, чем развестись, планирование семьи заменялось детоубийством, свадьбы играли в промозглом ноябре или в морозном январе. Старые газеты рассказали нам драматичные истории любви и смерти в старом Аткарске.

Погнали наши городских

Старожилы Аткарска хорошо помнят драки между городскими и лесными парнями. А корни этой вражды уходят в позапрошлый век  — уже тогда аткарчане дрались из-за девушек до крови. Непримиримую вражду из-за девиц вели городские жители — мещане и крестьяне пригородной слободы. Сражения происходили осенью, когда девицы устраивали вечеринки и приглашали в гости «публику» – мещан. Вечеринки были практически единственной возможностью приглядеть себе невесту и побыть с ней наедине, пусть и под присмотром.
Пригородные парни ревновали к городским и подстерегали соперников по дороге.  Кровавая драма из-за девушек произошла в Аткарске осенью 1912 года

1912 год. В ту злополучную ночь городские парни возвращались с вечеринки  в пригородной деревне Урали и в нескольких саженях от дома их настигла толпа, вооруженная кольями. Все городские парни разбежались, кроме Ивана Пашина. Он не мог бежать, так как был калекой и ходил на костылях, во время русско-японской войны ему оторвало ногу. На отставшего калеку набросились и стали избивать. Крестьянин Молчанов ударил его ножом в бок, Пашин выхватил нож из своей раны, нанес удар Молчанову.  В результате Пашин оказался в больнице, а Молчанова отвезли на кладбище.

Крапивные дети

Любви вне брака у наших предков не существовало. Вне брака мог существовать только блуд и позор. Поэтому к 21 году парни были женаты, а девушек старались выдать замуж до 19 лет.
Беременность незамужней девушки автоматически переводила ее в разряд «зазорных» и ставила крест на дальнейшей благополучной жизни.
До нас дошел один печальный анекдот.  1913 год. В отдел народного образования Аткарской уездной управы поступило заявление, что ученица одной из сельских школ оказалась беременной, поэтому другие школьницы отказались с ней играть.
Куда больше было трагических историй. «Зазорную» девку не взял бы замуж даже старый и рябой, родители могли избить ее до полусмерти и выгнать из дома, и тогда ее ждала одна дорога  — побираться или торговать собой. Позор матери ложился и на незаконнорожденного ребенка.  Детям, рожденным незамужними матерями, придумали оскорбительные прозвища «крапивники» и «подзаборники» — рожденные в крапиве под забором.
От ненужного младенца часто стремились избавиться. В Аткарске новорожденного могли подкинуть на крыльцо зажиточного дома – там подкидыша воспитывали как своего.

1918 год. По Петровской улице в колбасное заведение мещанина Василия Дмитриевича Комарова подкинут младенец двух лет с запиской, в которой сказано, что мальчик имеет от роду 2 года, не крещен.

В деревнях случались убийства нагулянных детей. Под тяжестью общественного мнения запуганные деревенские девки считали детоубийство меньшим грехом, чем стыд. Жутко, но всего 100 лет назад в Аткарском уезде убийства матерями-девушками своих младенцев не были чем-то исключительным.

1911 год. На берегу пруда Варваринского сельского общества был обнаружен труп только что рожденного ребенка. Дознанием установлено, что девица Фетисова 16 лет 17 августа ушла к пруду, где и разрешилась от бремени. Из страха перед родителями зарыла ребенка около пруда и ушла. Фетисова созналась в детоубийстве, но была освобождена на поруки.

Мать-детоубийцу ждало церковное покаяние: четыре тысячи земных поклонов и шесть недель поста.

Мамзель Шарлотка

Шарлотка – это вовсе не яблочный пирог, как вы подумали, а прозвище девушек легкого поведения, которое дали им жители Аткарска. Да-да, секс в старом Аткарске все-таки был. Почему «шарлотка»? Потому что Матрены и Прасковьи из «веселых домов» любили себе придумывать заграничные имена. Самым известным  было Шарлотта. Народ переделал «мамзель Шарлотта»  в пренебрежительное  «Шарлотка». От людей старшего поколения не раз приходилось слышать осуждающее выражение «вырядилась как шарлотка», то есть неприлично, вызывающе.
В городе с 9 тысячами жителей в начале 20 века вполне легально существовали несколько публичных домов. Более того, городская власть была даже не в состоянии самостоятельно их закрыть, на это требовалось разрешение губернатора. Расцвет подобных заведений вероятно был связан с тем, что в Аткарске было много неженатых мужчин – железнодорожные рабочие, солдаты и казаки. В Аткарске бордели считали рассадниками заразы, которые растлевают молодежь.
К чести наших предков, они пытались бороться с существованием борделей.

1913 год. Аткарская городская дума рассмотрела ходатайство мещан о закрытии публичных домов. Заявление подписано преимущественно домовладельцами, живущими поблизости к этим домам, а также имеется заявление правительственного врача, что дома не содержатся в должной чистоте и наблюдается большая заболеваемость мужчин. Большинством голосов против двух решено ходатайствовать перед губернатором о закрытии их.

Покуда смерть не разлучит нас

Простое человеческое счастье для наших предков было часто недостижимым. Обвенчаться без согласия родителей было нельзя, развод с нелюбимым человеком был практически невозможен. Безвыходность толкала отчаявшихся женщин на смертельные шаги. Начало 20 века изобиловало убийствами возлюбленных и самоубийствами. Смерть от любви  считалась романтическим поступком. Общество было на стороне несчастной любви, а суды оправдывали рыдающих дам с револьверами, стрелявшими в неверных мужей и любовников.
120 лет назад всю Россию всколыхнула история аткарских Ромео и Джульетты. В 1899 году 16-летняя красавица Евгения Камнева и сын состоятельных родителей Павел Решетов совершили двойное самоубийство. Юные и безумно влюбленные, они мечтали обвенчаться, но родители жениха не давали своего согласия. Когда пришел черед Павла идти служить в армию, они решили не расставаться. Молодой человек купил острый нож и на последнем свидании сначала перерезал горло любимой, а потом зарезался сам и мучительно истек кровью. Влюбленных похоронили в одной могиле, к которой шло настоящее паломничество.

Аткарская газета