Кто мычит, рычит и шлепает на карте района

Кто не любит читать про тайны исчезнувших цивилизаций и таинственных народов? А между тем, такой народ жил здесь, среди нас. Аткарский уезд был единственным местом в России, где жили загадочные «рычи» — особая субэтническая группа русских. Они дали название нескольким селам, а потом исчезли с лица земли…

Погорелые Рычи.

«Дом купил в Рычах», «Калининский поезд идет мимо Рычей» — молодежь задумается, а старшее поколение аткарчан точно знает, о чем идет речь – о селе Малая Осиновка, которую в народе называли Рычи…

Рычи. Так местные жители называли переселенцев, которые в конце 18 века устремились в наши края из северных губерний России. Крестьяне из малоурожайных русских губерний шли туда, где было много свободной земли и хлеба. Тульские и рязанские переселенцы остановились к югу от Аткарска, на берегу лесной речки Осиновки.

Рычи — субэтнические группы русских, населявшие южные районы европейской части России.

От местного населения переселенцы отличались обычаями и говором. Приезжие «цокали»: вместо «ч» говорили «ц» — целовек, а не человек. И наоборот, «чокали» – произносили«ч» вместо «ц» (черква, а не церковь). За это цоканье и прозвали их цукане. В Аткарском уезде цукан называли рычи.

Светловолосые, высокие, статные рычи отличались и внешним обликом. А главное, они были свободными людьми, а в самой Осиновке жили крестьяне крепостные. Поэтому поселились среди местного населения отдельным «островком» и держались особняком.

Так и появились на карте района «Рычи» – название той части Малой Осиновки где жили потомки переселенцев из тульских и рязанских краев. Спустя столетие рычей было не отличить от остальных русских крестьян, а название осталось. Сегодня о существовании аткарских рычей помнят лишь ученые-этнографы, но про эту отдельную группу русских есть целая статья в Википедии.

Кстати, Рычи на карте Аткарского уезда были не одни – помимо Осиновки, так называли село Дальний Переезд, которое в конце 18 века основали переселенцы из Рязанской губернии (сейчас это территория Екатериновского района).

ФАКТ. В середине 1820-х годов в Рычах случилась беда – соломенная деревня выгорела дотла. Часть крестьян после пожара бросили свои пепелища и переселились на новое место – в деревню Кленовые Вершины. Те, кто остался, отстроили дома заново. А у деревни появилось новое название — Погорелая Осиновка. Так память о сельском пожаре пережила века.

Как Умет потерял половину названия.

Умет – наше коренное, поволжское, саратовское слово. Вы встретите села с таким названием в Тамбовской, Волгоградской, Самарской, Саратовской областях и Мордовии. Есть Умет Песчаный, Дубовый, Градский, Камышинский, а есть Шлепин.

Популярное, но совсем непонятное современному уху название Умет триста лет назад означало постоялый двор или одинокий хутор в степи. В уметах останавливались на ночлег путники по пути из Поволжья в Москву. Поэтому так называли населенные пункты на перекрестках давно исчезнувших дорог.

Кто и куда ездил через наш Умет, сейчас понять сложно, ведь он лежит в стороне от больших дорог. Но в 18 веке здесь проходила дорога из Аткарска в Петровск, а сам Умет тогда находился в Петровском уезде.

Солдат Василий ШЛЕПИН, который подарил имя Шлепину Умету (1798 г)

Почти 200 лет Умет носил веселое название Шлепин. Кем был Шлепин – может быть, хозяином или работником постоялого двора? История умалчивает. Но он точно был, мы его нашли! 250 лет назад жил-был в Умете солдат Василий Шлепин, и умер в 1798 году в возрасте 50 лет. А его имя осталось жить в названии деревни.

В быту название сократили до Шлеп-Умет.

В 1961 году Шлепин Умет потерял половину своего названия. Это был год борьбы с «неприличными» названиями населенных пунктов. Вдруг решили, что старые наименования русских деревень звучат неблагозвучно, оскорбительно и просто некрасиво. Им на смену давали новые, «красивые» названия. Так с карты Саратовской области исчезли Свинуха, Грязнуха и Безобразовка, а Дурасовку переименовали в Озерное.

Тогда же историческое название утратил и Умет. Решение о переименовании села приняли на самом высоком уровне — в Президиуме Верховного Совета СССР. Что оскорбительного нашли в названии Шлепин, непонятно, но первую половину названия отсекли, и Шлепин Умет утратил свою индивидуальность. С тех пор село называется просто Умет.

Эротика из Муммовки.

В Аткарском районе есть села, народные названия который знают все. А официальные не сразу и вспомнят — Нестеровка, а не Приречное, Красноармеец, а не Сазоново, Красная звезда, а не Тургенево.

Мычащие символы Муммовки.

Самая популярная из них, конечно, Муммовка. Официально она носит название Ершовка, но в народе прижилось совсем другое название, ведь когда-то учхоз «Муммовское» гремел на всю страну А почему учхоз называется Муммовское?

Казалось бы, ответ очевиден — да потому что разводят там племенных коров, а коровы мычат. Хорошее такое брендовое название, типа «Доброй буренки». А вот и нет!

Название Муммовка — это результат то ли случайной опечатки, то ли чьей-то неграмотности. И виноваты в этом железнодорожники. Давным-давно стояла на речке Ершовке деревня Мумловка — по фамилии помещика Мумлова. И была она на всех картах. Но в 1894 году на ж/д ветке Аткарск-Саратов возник железнодорожный разъезд Муммовка. Название написали на здании вокзала, включили в расписание поездов и нанесли на карту российских железных дорог. А что написано пером, как известно не вырубишь топором…

Потом с железной дороги название перекочевало в гражданскую жизнь. И когда создавали учхоз, его не долго думая назвали «Муммовское» — по названию станции.

А знаете ли вы, что Муммовка попала в сборник эротических рассказов? Писатель из Красноярска Марат Валеев увековечил нашу Муммовку в книге не совсем обычного жанра.

В автобиографическом рассказе «Соседка» член Союза писателей с юмором вспоминает армейскую службу в Саратовской области в начале семидесятых годов. Марат красочно описывает знакомство с девушкой Наденькой из Муммовки. «Наденька под конец лета приехала погостить из какого-то учхоза с забавным названием Муммовка».

Предвидя вопросы — наша землячка оказалась девушкой строгих правил, и эротического приключения у писателя с девушкой из Муммовки не случилось!

Аткарская газета