210 лет назад, в 1812 году в жизни Аткарска произошло самое необычное событие в жизни маленького города с момента его основания. В городишке с населением немногим более 3 тысяч человек вдруг появилось более 300 французских солдат! В городе, никогда не видевшем столько иностранцев, просто не было столько свободного места. Для пленных пришлось строить бараки у церкви Ивана Постного, где сейчас старое кладбище на улице Мичурина. Местные жители не знал языка, на католиков-французов православные крестьяне с недоверием смотрели как на басурман. Но французы сумели оставить в Аткарске свой след, который помнят и через 200 лет. И совершено точно – Аткарск оставил неизгладимый след в судьбе солдат армии Наполеона.
Металл устал, устал металл
Термин «усталость металла» знают даже люди, далекие от механики и инженерии. Но кто знает, что автор этого термина мог умереть зимой 1812 года в заснеженном Аткарске? Французский ученый, механик и инженер Жан-Виктор Понселе, описавший уменьшение прочности стальных конструкций под воздействием циклических напряжений, находился в партии военнопленных, прибывших в Аткарск после бегства из России остатков «Великой армии».
Раненого поручика инженерных войск Понселе взяли в плен 18 ноября 1812 г. в сражении под Красным и отправили вглубь России. В Саратовской губернии замерзших и оборванных пленных встретили приветливо, снабдили бельем и одеждой, крестьянские женщины их жалели и подкармливали. В декабре раненый Понселе попал в Аткарск, здесь был перевалочный пункт, больных составляли умирать в Аткарске, здоровых отправляли дальше по Волге, офицеров размещали в Саратове. Понселе выздоровел и провел в Саратове 2 года. В саратовском плену он писал свои трактаты по аналитической геометрии. Даже спустя много лет, в Париже, каждый раз вспоминал тяготы своего пребывания в плену.
Понселе был действительно великим ученым – в честь него назвали единицу измерения мощности и теорему, его имя присвоили кратеру на Луне и подводной лодке. Он был Президентом Парижской академии наук, членом-корреспондентом Петербургской АН.
Злые вы
Какими глазами смотрели на Аткарск пленные французы? Об этом мы узнаем из мемуаров пленного врача наполеоновской армии, поляка по происхождению Самуэля Пешке. В уездный Аткарск он попал 28 мая 1813 года. Аткарск произвел на него впечатление своей природой: «В тоске я прогуливался по городу и познакомился с находившимися здесь пленными. Я встретил в Аткарске около 200 товарищей по несчастью.
Аткарск имеет чисто деревенский облик, его окрестности живописны и плодородны, но почти лишены древесной растительности, их орошает река Медведица».
А вот аткарчане оказались совсем не так приятны польскому врачу. «Местные жители имеют злобный характер, — описывал Пешке. — По отношению ко мне, как и ко всем пленным они вели себя очень недоброжелательно.
Каков поп, таков и приход. Даже уездный врач, украшенный орденом Св. Владимира, оттолкнул меня от себя своим поведением и тем самым отбил у меня желание познакомиться поближе и лишил возможности оценить его профессиональные качества».
Сохранились и жуткие воспоминания аткарских крестьян, что вместе с умершими от голода и инфекционных болезней пленными хоронили еще живых, но очень ослабленных.
Еще 100 лет назад в пригородном лесу Засека были видны следы Французской могилы, где похоронены несколько сотен умерших от ран и болезней солдат. Современные попытки ее отыскать оказались безуспешными.
Приключения итальянца в России
Великая армия Наполеона, которая перешла русскую границу, была французской только наполовину. Половину составляли покоренные Францией народы Европы– австрийцы, голландцы, поляки, итальянцы, немцы. И когда война кончилась, далеко не все захотели вернуться обратно. Пятеро военнопленных остались жить в Аткарске. Среди них были 3 француза, хорват и итальянец.
Как происходило превращение француза в русского? Во-первых, он присягал на верность русскому императору. Выбирал род жительства — мещанин или крестьянин, и город, любой, кроме столицы. Открывал лавочку или мастерскую. Получал освобождение от налогов на 10 лет. Учился говорить по-русски. Принимал православие, вместе с православием – русское имя, а заодно и отчество, которого у французов не было. Фамилию переделывали на русский лад. И через три года бравого наполеоновского гренадера было уже не узнать.
Удивительно, что несмотря на жестокость и варварство аткарчан, нашлись французы которые захотели остаться здесь навсегда. Что же ими двигало? Мы можем предположить, что любовь!
Итальянец Джакопо Бузетто попал в плен 16-летним мальчишкой. Вряд ли он пошел в армию по своей воле и по своей воле отправился покорять далекую Россию. Фамилию Бузетто можно обнаружить среди дворянских семей Венеции, которую называли королевой морей. И сегодня на берегу Адриатического моря живут представители этой фамилии.
Когда из Аткарска пленных отправляли на родину, Бузетто никуда не поехал. В 1816 он подал прошение о зачислении в аткарские мещане. В 1820 году принял православие, а вместе с ним новое имя -Андрей Иванович. В январе 1823 года Андрей «из пленных итальянцев» пошел под венец с вдовой Анной Осиповой. В списке аткарских жителей 1835 года есть две семьи бывших наполеоновских солдат: Андрей Будзета с женой Анной и Жан Батист Шеверье с женой Марьей. Были ли у них дети, мы пока не выяснили.
Французовы из Колышлея
А что делали оставшиеся в России французы? Они стали ремесленниками, служили парикмахерами, продавцами, поварами, садовниками. Пьер Кайро из Аткарска стал Петром Ивановичем, в 1824 году переехал в Саратов и завел там первую лавку курительного и нюхательного табака. В том же году из Аткарска в Саратов переехал Антуан Кабасси.
Саратовский губернатор Алексей Панчулидзев в 1813 году разрешил жителям: «Желающие могут взять к себе для работы пленных, знающих то или иное ремесло, а также художников».
Безымянные французские пленные работали у аткарских помещиков. Несколько прекрасных зданий они возвели в селе Сосновка в поместье дворян Тепляковых, эти постройки. Ничего из них не уцелело, только церковь, строительство которой местное предание связывает с французами.
Тех, кто решил стать крестьянином, наделяли землей. Так среди жителей деревни Колышлей и Аткарской пригородной слободы оказались потомки французских солдат — крестьяне по фамилии Французовы. Их родоначальники, которых определили на постой в крестьянские семьи на пригороде, женились на крестьянских вдовах, воспитали пасынков, родили собственных детей и полностью свыклись с русским образом жизни. Соседи вспоминали их как веселых и добродушных людей. Их настоящие имена оказались забыты на новой родине.