Культура начинается с познания классики

Культура начинается с познания классики

Поводом для беседы с завучем Аткарской детской школы искусств Марией ШИРИНСКОЙ стал приближающейся праздник – День работника культуры. Но говорили мы не о празднике, а о том с чего начинается культура для юных аткарчан.

Мария Олеговна приехала в Аткарск из областного центра пять лет назад. Молодой педагог, выпускница колледжа искусств, вышла замуж за коренного аткарчанина. Маленький провинциальный городок ей понравился, и она совсем не скучает по шумному Саратову. За плечами — пединститут, опыт первых уроков и первые 4 выпускника. Сегодня учитель музыки обучает искусству игры на фортепиано 11 аткарских детей, заведует учебной частью ДШИ, является концертмейстером школьного хора и вокальных групп учащихся «ЭЛЕГИЯ» и педагогов «Гармония».

— Мне по душе моя работа, я чувствую себя причастной к очень важному процессу – процессу воспитания культуры у детей, — рассказывает Мария Олеговна. – Школа искусств — это значительно больше, чем обучение игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, рисованию. Вы обратите внимание, приглядитесь, как сильно наши дети отличаются от других. Они более сдержаны в поведении, выборе слов, музыки, даже в стиле одежды. А причина тому — особая система обучения в нашей школе искусств, которая давлеет к классическому культурному образованию.

Мария Олеговна считает, что воспитание детей надо начинать с классических основ и постепенно переходить к современности. Тогда они смогут сами отфильтровать все наносное, ненужное, дать свою оценку произведениям искусства, обосновать ее.

— Надо учить детей хорошему, — говорит педагог, — плохому они сами научатся. А все хорошее начинается с классики. Дословный перевод этого слова с латинского означает «образцовый», имеется ввиду образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения искусства. Просмотр и прослушивания таких произведений в исполнении признанных мастеров, сопровождающиеся комментариями учителя, играют большую роль в познании мировой классики. Повысить уровень культурного и образовательного процесса в детской школе искусств позволило бы наличие мультимедийного оборудования — это мечта наших педагогов.

Мария Олеговна никогда не навязывает ученикам своего мнения, предпочитая побуждать их мыслить. Она не требует заучивания произведения, считая своей задачей научить детей слышать и понимать музыку, выражая себя в каждой ноте. Для каждого ученика она подбирает несколько пьес и дает ему право выбора, ведь у каждого человека свой вкус. Одним нравится мелодичность Шуберта, другим бравурность Грига. Мария Олеговна отдает предпочтение Чайковскому и Бетховену.

Автор текста: ОЛЬГА КАПИТОНОВА

Аткарская газета