Кузница аткарского искусства: 75 лет ДШИ

В феврале 75-летний юбилей отмечает Детская школа искусств, где сотни поколений аткарчан смогли развить свои таланты. Школа по праву гордится своими талантливыми выпускниками – от эстрадной звезды, народной артистки России Валерии до одаренного певца Романа ТРИФОНОВА, чьи выступления покоряли телезрителей. Накануне юбилея школы для корреспондента «АГ» провели экскурсию по творческим уголкам ДШИ.

В каждом из нас звучит музыка. История ДШИ началась с музыкальной школы, основанной в 1949 году. С тех пор дети здесь каждый день учатся играть на фортепиано, кларнете, флейте, баяне, гитаре… Большинство учителей школы искусств основали семейные династии музыкантов, сумев передать свой талант детям.

Татьяна РЕШЕТОВА считает, что почти каждому ребенку можно помочь развить талант и тягу к музыкальному творчеству. Она преподает в ДШИ уже более 40 лет и выступает в духовом ансамбле «Возрождение». Педагог преподает сольфеджио, игру на духовых инструментах, руководит хоровым классом.

— Обучив десятки поколений детей, я поняла, что музыка звучит в каждом из нас. Ребенок может освоить игру на любом музыкальном инструменте. Все зависит от того, как с ним работает педагог. И к каждому ученику нужен особый, индивидуальный подход, — считает Татьяна Семеновна.

Сын Татьяны Семеновны, Владимир после окончил Саратовскую консерваторию, а его супруга Екатерина играет на скрипке. В их семье любят классическую музыку.

Людмила ТИМОФЕЕВА утверждает, раньше ее ученики с большим удовольствием слушали произведения классиков, а сейчас интерес к такой музыке приходится детям прививать. Ныне дети очень любят в музыке жизнерадостные оттенки, а некоторые уже мечтают сочинять свои произведения.

Юная София ГОЛОВАСТИКОВА хочет стать композитором. Девочка растет в творческой семье Михаила и Анны Головастиковых, голоса которых знакомы зрителям аткарской сцены.  Родители вдохновили девочку встать на путь творчества и музыки. С вокальными номерами София участвовала в конкурсе «ЮТА», а вместе с папой и мамой она выступает в родном Землянохуторском доме культуры.

— Мне очень нравится мелодия из мультфильма «Ну, погоди!» Когда я стану композитором, то буду сочинять музыку к мультфильмам. И это будут очень веселые и жизнерадостные мотивы, — поделилась планами София.

В конкурсах юных талантов обязательно участвуют и воспитанники Светланы ЛУШНИКОВОЙ, которая посвятила преподаванию музыки 50 лет жизни. В ее кабинете за пианино каждый год куются новые таланты. Это у Светланы Тимофеевны учился Роман Трифонов, которому сегодня аплодирует российская публика. Дочь Светланы Тимофеевны, Ольга стала артисткой Саратовского оперного театра. Внучка Изабелла покоряет сцену Музыкального театра в Волгограде.

В кабинетах музыкальной школы время пролетает незаметно – считает выпускница ДШИ Любовь САПРЫКИНА, которая преподает здесь с 1966 года! Любовь Александровна стояла у истоков музыкального образования Аткарска и преподает игру на баяне и гитаре. По ее словам, сейчас дети отдают предпочтение гитаре.

Занятия Любови Александровны дети посещают с удовольствием, а некоторые из них становятся учителями музыки. Например, Ольга КОШЕЛЕВА окончила колледж искусств и преподает игру на баяне в Москве.

— Раньше дети часто задерживались в музыкальной школе, хотели остаться здесь подольше. Большие нагрузки в учебе мешают им развивать творчество. Но даже при этом они стараются задержаться здесь, освоить что-то новое. И час занятия для них пролетает словно одна минута, — подчеркнула педагог.

Мальчики и девочки – танцуют все. Зажигательные танцы в исполнении юных танцоров стали украшением каждого культурного мероприятия аткарской сцены. Озорные девочки и харизматичные мальчики покоряют сердца зрителей народными и эстрадными танцами. И эта неиссякаемая детская энергия превращается в талант в стенах школы искусств.

Коллектив «Импульс» радует зрителей Районного культурного центра многоцветьем танцев народов России. Занятия у танцоров ведет Наталья ДЕМИДОВА, и в ее коллективе танцуют не только девочки.

— Обычно парни предпочитают плавание или боевые виды спорта. Танцы они посещают год-два, а потом уходят. Среди моих воспитанников только двое мальчиков – Дамир ТЕМИРБУЛАТОВ и Артем БАРАНОВ. Эти ребята занимаются неустанно, — отметила Наталья Федоровна. – Наши танцоры любят народные танцы, которые впечатляют их яркими костюмами.

Артем Баранов мечтает стать танцором и блистать на сценах больших городов, выступая в ансамблях с русскими народными плясками.

Грациозные воспитанницы коллектива «АнтрЭ» неутомимо репетируют новые танцы под руководством молодого педагога Алены ПОПОВОЙ.

— Сначала дети посещают уроки танцев, чтобы найти активное хобби, быть физически здоровыми. Обычно после первой четверти дети начинают проявлять больший интерес к танцам, — считает Алена Евгеньевна. – Мои воспитанники из коллектива «Дважды два» победили в конкурсе «ЮТА-2020».

Для девочек занятия в танцевальном стали целым искусством. Нужно запоминать балетные позиции, двигаться в ритм с музыкой и выходить на сцену. Но это не пугает маленьких талантов. Удивляет уверенность первоклассницы школы №1 Вероники ПУШКАРЕВОЙ. Бойкая девочка смело заявила – в будущем она станет артисткой большой сцены. Вероника верит, что хороший танцор сможет станцевать и под жизнерадостную, и под лирическую композицию.

Жизнь измеряется не годами, а холстами. С талантливыми детьми не только не трудно, но и очень приятно работать. В этом убеждена учитель истории искусства Светлана АГИШЕВА, которую отметили губернаторской премией за работу с одаренными детьми.

— Удивляюсь, что для одного и того же задания каждый ребенок находит какой-то необычный подход. Например, ребятам задали нарисовать сову. Среди их работ нет двух одинаковых, у каждого художника получилась своя особенная совушка – грустная, удивленная, веселая или строгая, — подчеркнула учительница.

С самого детства Светлана Анатольевна любила рисовать и изучать историю. После школы перед ней появилась задача – выбрать одно из двух. Тогда будущий педагог решила стать историком искусства, объединив два своих любимых увлечения и уехала учиться на факультете искусствоведения Уральского университета.

35 лет подряд Светлана Анатольевна с прежним энтузиазмом раскрывает перед учениками секреты загадочной «Моны Лизы», мрачной силы «Девятого вала» и помогает ребятам прочувствовать все краски «Утра в сосновом бору».

Талантливые ученики Светланы Анатольевны не раз побеждали в больших конкурсах. Елизавета ЛАЗУТИНА в прошлом году достойно представила Саратовскую область во Всероссийском конкурсе молодых дарований «Жигулевская палитра», став лауреатом 2 степени.

Творческую фантазию воспитанников педагог поддерживает и не ограничивает. Например, кому-то из детей очень нравится рисовать лошадей, но тема урока – нарисовать поле. Значит, на просторах поля вполне может появиться стая грациозных лошадок.

А может ли цветок расти на шляпке гриба? Может ли птица жить на пеньке? Иногда и такие необычные образы для своих картин и поделок выбирают ученики. И педагоги не считают, что это ошибка в творческой работе.

— Я здесь всего лишь учитель, а в роли художников выступают дети. Если ребенок слепил из пластилина подберезовик с ярким цветком на шляпе, то пусть так и будет. Ведь для юных художников важно иметь свой взгляд на мир, свои краски, свой почерк, — считает педагог Анатолий РЫХТИКОВ. – Я могу только помочь советом, если мой ученик оказался в творческом тупике.

Уроженец Озинок Анатолий Дмитриевич с 1984 года работает в художественном отделении ДШИ. К творческим пробам его подтолкнуло хобби мамы, которая иногда рисовала и вышивала. И теперь просторы Волги, природа Аткарска, виды на наш город застыли на полотнах нашего земляка, которые мы видим на выставках.

Тема родной земли, ее защитников близка и ученикам Анатолия Дмитриевича. К 80-летию победы в Великой Отечественной войны портрет воина пишет юная Лидия ЖЕЛЕЗЦОВА. В истории нашей страны много героических образов тех лихих лет, но маленькая Лидия решила изобразить своего прапрадедушку Андрея ЮДИНА. О нем девочке почти ничего неизвестно. Но от родных она узнала, что ее предок был участником двух мировых войн, а отсюда и возникла идея написать его портрет.

Некоторые воспитанники ДШИ запомнят художника как хранителя образов Аткарской земли. И одним из таких учеников стал Илья – сын педагога.

На одной из выставок в беседе с корреспондентом «АГ» Илья отметил любовь к искусству, к родной земле, которая отражена на полотнах его отца. И именно это любовь к Отечеству кипит в сердце Ильи, который выполняет воинский долг в зоне спецоперации. Защищая жизни наших людей, он не забывает писать отцу. И письма сына становятся сюжетами для новых полотен.

Аткарская газета