Легенды древней Киселевки: пьяный бунт и бедные зайцы

Где находится самый старинный мост района, как церковь переехала через Медведицу, почему епископ ловил зайце и когда прошел пьяный бунт– об этом мы узнаем в нашем заочном путешествии в древнейшее аткарское село — Киселевку.

Как церковь переехала через реку

Никольская церковь. В 1747 году ее построили в Киселевке и в 1829 году через реку перевезли в Чемизовку.

За право называться древнейшим селом района Киселевка спорит с Лопуховкой и Лисичкино. Сколько им лет? Как минимум триста, все они уже существовали в 1723 году. Если достопримечательности Лисичкино и Лопуховки всем известны, то в заросшей бурьяном Киселевке туристу смотреть совсем нечего, а его история совсем забыта. Но мы докажем, что это не так.

«Село в 10 верстах от Аткарска с двумя церквами и с двумя ярмарками в год», – так описывали Киселевку географические справочники 19 века. Это единственное аткарское село, где одновременно действовали сразу две церкви. Деревянная церковь Дмитрия Ростовского 1800 года постройки стояла на кладбище и каменная во имя Тихвинской иконы  Божьей Матери 1829 года постройки — у реки. Ни церквей, ни даже их изображений до наших дней не сохранилось.

Зато мы знаем, как выглядела самая первая церковь в Киселевке, построенная еще 18 веке! Некоторые даже видели ее своими глазами. Первая церковь в Киселевке была построена неизвестно кем в 1747 году на правом берегу реки Медведицы. А через 100 лет древняя деревянная церковь отправилась в путешествие и переехала на левый берег… Такого не может быть – скажете вы. Может!

Из Киселевки открывается живописный вид на колокольню Чемизовской церкви на другом берегу Медведицы. Когда-то Чемизовка тоже принадлежала Киселевым и тоже называлась Киселевкой. Из одного села в другое можно было перейти через реку вброд. И когда в 1829 году в Киселевке построили новую кирпичную церковь, то старый храм владельцы села решили отдать в Чемизовку.

Бревенчатую церковь разобрали, перевезли через Медведицу и уже в Чемизовке заново собрали  по бревнышку. Переехавшая церковь носила название Никольская. «Зданием деревянная, внутри оштукатурена, крепкая, теплая, колокольня каменная 1846 года постройки» — описывали церковь 100 лет назад. На новом месте ветхий, но крепкий деревянный храм простоял почти 200 лет, пока не сгорел в случайном пожаре в начале 2000-х годов.

Самый старый мост

Самый старинный автомобильный мост Аткарского района построен в 1916 году.

Съездить в Киселевку нужно обязательно, чтобы увидеть самый старинный дорожный мост Аткарского района. Он стоит вдалеке от больших дорог и соединяет Киселевку с исчезающей деревней Богдановкой. Мосту больше 100 лет, и он может считаться памятником дорожного строительства и нашей местной истории.

В 1893 году железнодорожная ветка протяженностью 235 верст соединила Аткарск и Вольск. Но она же отрезала деревню Богдановку от Киселевки и Аткарска. Как добирались жители Богдановки в Аткарск, неизвестно, но в 1916 году над железнодорожной веткой Аткарск-Вольск наконец-то построили каменный мост.

Рязано-Уральская железная дорога возводила мост на железобетонных опорах для проезда подвод и лошадей, но в ХХ веке он успешно выдержал многотонные трактора, грузовики и комбайны. Вымощенный булыжником мост порос травой, но до сих пор находится в рабочем состоянии. Сейчас по нему практически никто не ездит, ведь в Богдановке уже не осталось постоянных жителей.

Киселевка и Киселевы

«Отец русской картошки»
граф Киселев.

Историю Киселевки нам рассказывает ее название. С момента основания до самой отмены крепостного права Киселевкой владел род дворян Киселевых.

Об отношении крестьян к своим помещикам красноречиво говорит один факт. В 1774 году через Киселевку проходил один из отрядов «крестьянского царя» Емельяна Пугачева. Крепостные тут же выдали своих господ на расправу. Приказчиков повесили прямо на воротах дома. А молодых помещиков — братьев Николая и Василия Киселевых бунтовщики отвезли в Саратов и там показательно казнили на глазах горожан.

Спустя тридцать лет дворовые люди Киселевых написали донос на своего молодого господина на совращение крестьянских юношей. Дело дошло до самого Петербурга, и на репутации помещика осталось клеймо растлителя.

Последний владелец села коллежский секретарь Арефий Игнатьевич Киселев (1793 — ок.1850) был по-настоящему богат. В аткарских имениях на него трудились 1382 крепостных. Вдоль Медведицы тянулись его владения — 1400 десятин пахотной земли, 600 десятин леса, 400 десятин сенных покосов, 150 десятин огородов.

Арефий Игнатьевич приходился родственником самому могущественному чиновнику империи – любимцу императора графу Павлу Дмитриевичу Киселеву. Россия обязана графу внедрением картошки на крестьянские огороды. С легкой руки Киселева в 1843 году аткарских жителей стали учить выращивать картошку. Как сейчас мы видим, процесс прошел вполне успешно.

Знатного, просвещенного и богатого Киселева аткарское дворянство много лет выбирало своим предводителем. За свой счет в 1840 году он открыл в Аткарске уездное училище – до тех пор аткарским детям просто негде было учиться.

Арефий Киселев унаследовал от родителей большое состояние и жил на широкую ногу. У него был прекрасный особняк в Саратове, квартира в Петербурге, а в Киселевке он выстроил диковинный для аткарской деревни трехэтажный каменный дом с балконом. Барский дом стоял на 11 саженях. Можно высчитать площадь одного этажа – около 50 кв. метров. Вокруг располагались деревянные конюшни, людские, псарни.

Арефий Игнатьевич считался шутником и большим оригиналом, отличался хлебосольством и в его гостеприимном имении постоянно собирались гости.

Владыка и зайцы

Епископ Иаков (Вечерков)

Киселев отличался страстной любовью к псовой охоте, и гончие на его псарне были подобраны не только по внешнему виду, но и по красоте голоса – с длинным, звенящим, заливистым лаем.

Частым гостем в Киселевке был саратовский епископ Иаков (Вечерков), и он шутя укорял хозяина «в бессердечности истребления несчастных зайчиков».

Однажды преосвященный Иаков гостил у Арефия Игнаитьевича в Киселевке. Выйдя утром на балкон, он услышал раздавшиеся из соседнего леса какие-то странные звуки. Это 60 гончих собак гнали по лесу зверя. Все 60 собак заливисто лаяли, трубили рожки псарей. Преосвященный захотел послушать этот собачий концерт поближе и на дрожках подъехал к лесу.

Епископ наслаждался красотой утренней природы и звуками охоты, когда увидел спасающегося от борзых измученного зайца. Ему стало так жаль несчастного зверька, что он спрыгнул на землю, рванулся к зайчику и прикрыл его рясой. Потом преосвященный часто рассказывал, что шутник Киселев  и его заставил ловить зайцев рясой.

Водка не пахнет

Летом 1915 года Киселевка прославилась на всю Россию водочным бунтом и попала в петербургские газеты.

29 июля до владельца винной лавки дошли слухи, что крестьяне намерены взять лавку штурмом и разграбить. Лавка была казенной, то есть государственной, поэтому из Аткарска приехал пристав. Избежать грабежа решили оригинальным способом — вылить всю водку и таким образом устранить причину бунта в зародыше. Во дворе у конюшни пристав с хозяином разбивали бутылки и выливали водку на землю.

Вылили весь водочный запас лавки – 70 ведер. Чтобы масштаб потопа стал понятнее, переведем на современные единицы измерения. Водку до революции мерили не литрами, а ведрами. Водочное ведро вмещало 12,3 литра. 70 ведер – это 860 литров.

На землю вылили почти кубометр водки! И потекла горькая по двору рекой, мимо навозных куч в огород, заливая по пути лунки и канавки. В это время взбудораженная запахом алкоголя толпа крестьян снесла с петель ворота. Увидев водочное море, мужики ринулись во двор и ковшами, стаканами, ведрами, картузами, и даже снятыми с потных ног сапогами стали черпать водку с земли.

Дорвавшись до водочного потопа, крестьяне пили без передышки. Лежа в грядках в огороде, горстями черпали из канавок водку пополам с навозом и хлебали. Наравне с мужиками, пили бабы и дети. Напившихся тошнило, они падали и засыпали прямо в огороде.

Пьяную оргию было не остановить. Крестьяне не слушали уговоров, пошли громить лавку, перебили пустые бутылки. Жена хозяина сбежала через окно, ее догнали, повалили на землю и вытащили из-за пазухи деньги.

«Помню, выпил три ковша. Пахла навозом, а больше ничего не помню, уснул в канаве в луже водки» — признавались крестьяне на суде. Недаром Пушкин называл русский бунт бессмысленным и беспощадным.

Аткарская газета