История есть у людей. У стран. У народов. У городов. У домов тоже есть история. Сегодня мы расскажем о судьбе самых известных аткарских зданий, чьи противоречивые судьбы отразили историю всей нашей страны.
Номер с окнами в сад, контрреволюция и ананасы
Если мы решим найти в Аткарске самый старый дом, то придется пойти прямо в полицию. Одним из красивейших зданий города считалось здание гостиницы Рыбакиных построенное почти 200 лет назад.
Миллионеры Рыбакины в конце 19 — начале 20 века владели в прямом смысле слова половиной Аткарска. Им принадлежали мельница, маслозавод, хлебные склады, теплица, типография, магазины и гостиница. В середине XIX века Иван Иванович Рыбакин построил дом в самом центре города — на Базарной площади, с видом на собор. Дом был одноэтажным, за стенкой хозяйской квартиры находился лучший в городе магазин, а во дворе располагалась теплица, где круглый год выращивали огурцы и ананасы.
Через несколько лет к дому пристроили второй этаж, под гостиницу. Здесь останавливались лучшие гости города – путешественники и коммерсанты. Состоятельные люди годами снимали номера у Рыбакиных. Дворянин Владимир Гартонг прожил в гостинице Рыбакина 50 лет.
Гостиница прекратила свое существование внезапно и трагикомически в самый разгар революции.
В мае 1918 года в Аткарский комитет по борьбе с контрреволюцией поступил донос, что в подвале гостиницы Рыбакиных хранятся огромные ценности. Растерянная хозяйка провела чекистов в подвал. Когда взломали перегородки, то за толстыми деревянными стенами обнаружили винный погреб — десятки бочек с вином, запасы сахара и чая. На складе во дворе нашли винтовки и кинжалы — возможно, это была коллекция оружия, раньше украшавшая стены хозяйского дома. Но в глазах большевиков это был контрреволюционный заговор!
По городу слухи распространились мгновенно, и толпы аткарчан прибыли в гостиницу поглазеть. За годы Первой мировой войны и революции народ отвык от продовольственного изобилия, и в темноте принялся растаскивать продукты и вино по домам. Чтобы остановить грабеж гостиницы, пришлось вызвать на подмогу отряд вооруженных красноармейцев.
А пока народ был занят грабежом, хозяйка с семьей незаметно скрылась из города.
Брошенное здание отдали рабоче-крестьянской милиции — отдельные номера отлично подошли под кабинеты, а винный погреб — под камеры для преступников. Бывшие постояльцы гостиницы Рыбакина стали заключенными, но это уже другая история…
Педагогическая поэма Красной больницы
В мире, где главным местом была Красная площадь, а главной силой — Красная армия, название «Красная больница» звучало очень патриотично.
Но это последнее здание «золотого века» аткарской архитектуры, последний подарок родному городу легендарного городского головы Федора Павлюкова, строилось совсем не для больницы.
В начале 20 века Аткарский уезд переживал настоящий образовательный бум – 316 школ в уезде, 7 в городе, и в каждую были нужны учителя – хорошо образованные, молодые, преданные своему делу, готовые учить сельских детей.
В 1914 году на улице Вокзальной торжественно открыли первое в Аткарске учебное заведение для подготовки педагогов начальной школы – учительскую семинарию. Для нее выстроили просторное новое здание из резного красного кирпича. Образование в семинарии было бесплатным, студенты даже получали стипендию. Сто лет назад профессия учителя была преимущественно мужской, уважаемой и хорошо оплачиваемой.
Дети крестьян, сельских священников, городских жителей устремились в Аткарск на учебу — это был шанс для девушек и юношей из бедных семей найти себя в жизни. Преподавали в семинарии не только русский язык, математику, историю, рисование, географию и естествознание, но и экзотические по сегодняшним меркам предметы — игру на гармони, землеведение, ремесла, а также Закон Божий.
Аткарская учительская семинария была заведением высокого уровня. Ее возглавил известный русский педагог, выпускник Киевской духовной академии статский советник Василий Иванович Кутепов. Семинария просуществовала всего несколько лет, но успела оставить свой след в истории саратовской науки. Здесь делали первые шаги в науку будущие выдающиеся саратовские ученые: археолог Николай Константинович Арзютов (1899 – 1938), исследовавший археологию средневековых кочевых тюркских племен и Золотой Орды в Поволжье, и профессор СГУ геоботаник Александр Фурсаев (1900 – 1961).Здесь преподавал будущий доктор биологических наук Леонид Калашников.
После революции учебное заведение закрыли, хотя учителя были Аткарску очень нужны. Большевикам не понравилось церковное слово «семинария». Во время Гражданской войны красное здание отдали под больницу.
Но ростки педагогического образования в Аткарске, заложенные в этих стенах, не угасли. Через несколько лет из учительской семинарии вырос Аткарский педагогический техникум.
Дом несбывшейся мечты
Дом коммуны — самый революционный дом в Аткарске, который должен был стать олицетворением идеи новой жизни.
С Домом коммуны ассоциируется слово «первый». Это был первый трехэтажный многоквартирный жилой дом в Аткарске, построенный в годы первой пятилетки.
Для людей, которые жили в избах под соломенными крышами при лучине, он был чудом — три этажа, собственные комнаты с электрическим освещением.
Дома-коммуны в конце двадцатых годов строили по всей стране. Большую часть жители домов должны были проводить вместе — в коммуне. Отсюда и название. Это был новый тип жилья, который должен был разгрузить людей от бытовых дел.
Бытовые заботы считались старыми и буржуазными. Строители коммунизма должны были отказаться от старого быта и личного пространства ради коллективного и вместе должны были воспитывать детей и вместе решать бытовые вопросы на общих кухнях, стирать в прачечных, а питаться в столовых.
Но в Аткарске построить новое будущее в одном отдельно взятом доме не получилось. Уровень коммунальных удобств был далек от мечты. Отопление в Доме коммуны было печным – в каждой квартире надо было топить печку дровами. Проходные неотапливаемые подъезды зимой промерзали, а лестницы покрывались льдом.
Кухни и коридоры были общими, не только готовить, но и стирать белье и умываться тоже вынуждены были в общей кухне. Плит не было — готовить приходилось на керосинках. Жильцы дома вспоминают вечные скандалы с соседями из-за керосинок и очереди мыть кухню.
Ванн и туалетов в доме будущего не предусмотрели. Воду носили ведрами из колонки вверх по лестнице. Не было и канализации, перед домом стояли общие туалеты-«скворечники», за состоянием которых никто не следил. В центре двора располагалась огромная выгребная яма, и весь двор был похож на одну большую помойку.
Дом, который в начале тридцатых считался передовым, через пятьдесят лет не отвечал уже никаким требованиям благоустройства и санитарным нормам. В начале восьмидесятых Дом-коммуну снесли, а жильцам выделили новые благоустроенные квартиры. Построенную на этом месте комфортную пятиэтажку по-прежнему называют «Домом коммуны», хотя вряд ли кто из его жильцов уже знает, что это означает.