Есть в провинциальной России храмы, наделенные особой духовной энергетикой, про такие принято говорить «намоленные». Одни стали центрами паломничества, другие тихо угасают в забвении. Одно из таких тихих мест — Свято-Никольский храм села Старая Лопуховка.
Впервые я попала в это умирающее село еще студенткой. На въезде упрямо вздымала к небу обезглавленный купол укрывшаяся в кустах сирени разоренная церковь, названия которой никто не помнил. В ее усеченном силуэте с гигантской пробоиной в алтаре едва угадывались безупречные линии классицизма. Из-под купола скорбно и устало смотрели выцветшие лики православных святых. Сельцо в два десятка домов спряталось у подножия лесистой горы, защищающей его от северных ветров.
Напитанная родниками речушка Иткарка, вся в бобровых запрудах, заросла камышом и кувшинками. Заповедный лес Затон насквозь пронзает некогда судоходная река Медведица, на берегах которой уже лет 200 не видели ни одного медведя. Пестрые веселые луга сплошь покрыты лекарственными травами — медуницей, шалфеем, душицей, бессмертником. На крутых косогорах зреет лесная земляника размером с ноготь. В заброшенном барском парке прямые стрелы липовых аллей охраняют от чужого глаза очертания обмелевшего пруда, невиданные в наших местах вековые корабельные сосны устремляют к небу свои янтарные стволы. Здесь воду носят из родника, и до сих пор в эти края не добрался интернет.
В далеком 1742 году племянник опальной жены Петра I, русской царицы Евдокии Лопухиной, статский советник Федор Лопухин и майор Федор Ульянин возвели в своей вотчине сельце Лопуховка первую деревянную церковь. Ее освятили в честь самого почитаемого у русского народа святого — Николая Угодника (после Богородицы именно ему посвящено наибольшее количество русских храмов). Так село получило три названия: Лопуховка — по первому владельцу Лопухину, Ульянино — по фамилии второго владельца и Никольское — по названию церкви. Но через столетия село пронесло свое первое название.
Церковь простояла нерушимо 60 лет, пока в разгар апреля 1807 года небывалый весенний пожар не обратил богатое обширное село в пепелище. За один день от случайной искры выгорели 106 крестьянских домов, 89 амбаров, 53 бани, 2081 четвертей хлеба. Два 50-пудовых колокола на колокольне расплавились в огне, а деревянный храм Святого Николая сгорел дотла.
Новую просторную кирпичную церковь с трехъярусной колокольней — блестящий образец архитектуры усадебной церкви эпохи классицизма — строили семь долгих лет. Лопуховский помещик коллежский асессор Николай Егорович Кишенский вел строительство с небывалым для Аткарского уезда размахом и художественным вкусом. Новый храм освятили в 1817 году, и сегодня это старейший на территории Аткарского района и один из самых древних уцелевших храмов Саратовской губернии, который Правительство области признало памятником архитектуры областного значения.
Через несколько лет помещик скончался в своем лопуховском имении. Как храмоздателя, Николая Кишенского похоронили в ограде построенной им церкви, дети воздвигли отцу памятник в виде пирамиды. Каменное надгробие простояло более 100 лет и еще накануне революции производило впечатление на всех, кто его видел.
Когда в тридцатые годы волна уничтожения церквей докатилась до Лопуховки, первым делом богоборцы взорвали колокольню, но мощные стены церкви одолеть не смогли, ограничились тем, что пробили алтарь и оборудовали в церкви колхозный машинный двор. Алтарные иконы и роскошную храмовую утварь растащили по домам жители села. Тогда же стерли с лица земли могилу основателя церкви, а имя его вычеркнули из аткарской истории. Между тем, в истории российской науки и литературы имя Кишенских известно хорошо. Внуки основателя лопуховской церкви — драматург Дмитрий Дмитриевич, охотник и эксперт по русским гончим Николай Павлович, ученый-патологоанатом Дмитрий Павлович принесли роду Кишенских всероссийскую известность.
Сегодня следы могилы основателя церкви не отыскать, ему повезло меньше, чем другому лопуховскому помещику А.С. Юрьевичу, семья которого владела Лопуховкой с середины 19 века. Крупнейший землевладелец Аткарского уезда, чиновник Министерства императорского двора, владелец выдающейся коллекции произведений искусства, меценат Александр Семенович Юрьевич умер в Париже 28 апреля 1902 года. Его семья перевезла тело на родину и захоронила в семейном склепе на кургане в 2 километрах от Лопуховки.
В двадцатые годы те же крестьяне, что на руках несли гроб с телом Юрьевича от станции Дурасовка, разорили его могилу, а прах выбросили. В конце 1990-х тогдашний глава района Юрий КОШЕЛЕВ восстановил разоренный склеп Юрьевичей, рабочие завода «Ударник» отлили памятный крест, и могила Юрьевича на долгие годы стала одной из достопримечательностей района, превратившись в символ возрожденной памяти.
В одной церкви с действительным статским советником Юрьевичем молился крестьянский сын Володя Воробьев. Выдающийся деятель российского православия 20 века протоиерей Владимир Воробьев был крещен в Свято-Никольской церкви в 1876 году. Внук крепостного, сын небогатого крестьянина из исчезнувшей сегодня деревни Новопавловка, он был обречен пахать землю, как это делали поколения его предков. Но Володя оказался мальчиком выдающихся способностей и сумел поступить в Саратовскую духовную семинарию.
Это был небывалый случай — духовное образование получали только дети духовенства. Аткарская земская управа разглядела в бедном юноше «исключительный талант», и когда за 2 года до конца учебы крестьянину Николаю Воробьеву оказалось нечем платить за учебу Володи, ему выдали пособие на образование сына. Выпускник семинарии Владимир Воробьев стал священником.
Вчерашний аткарский крестьянин был человеком энциклопедического образования и выдающегося ума. В Москве он служил настоятелем храма Николы в Плотниках на Арбате, на его проповеди приходили ученые, философы, деятели культуры, которым он был не только духовником, но и другом. Его прихожанами были художник Михаил Нестеров с семьей, известный пианист, профессор Московской консерватории Константин Игумнов. После 1917 года в своих проповедях отец Владимир обличал репрессии советской власти. Его трижды арестовывали — первый раз дело прекратили, второй раз приговорили к 10 годам сталинских лагерей, третий раз ему грозил расстрел.
Вышедший на свободу сокамерник отца Владимира рассказывал, что он был очень добр, всем сочувствовал, подбадривал, пользовался общей любовью. Одного татарина, которому не досталось места в переполненной камере, пустил на свои нары. Отцу Владимиру грозил расстрел, однако тяготы заключения подорвали его здоровье и 16 февраля 1940 года он скончался «от паралича сердца» в тюрьме N7 в месте Татария города Куйбышев (ныне Булгар).
Его внук и полный тезка, Владимир Николаевич Воробьев-младший — ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве, крупнейшего духовного учебного заведения России. Так Лопуховская церковь переплела в причудливый узел судьбы выдающихся людей России. Трехсотлетний сплав их молитв, трудов, стремлений и надежд создал необычайную энергетику Свято-Никольской церкви, ставшей одной из духовных святынь аткарской земли.
Автор текста: ЕЛЕНА БАДИКОВА