Славяне относятся к арийской генетической группе. Четыре тысячелетия назад территорию Аткарского района населяли арии — это доказано учеными-историками Саратовского госуниверситета, которые ежегодно проводят археологическими изыскания в Нижней Красавке. В 2009 году в этом районе облюбовал место под постройку родового гнезда глава молодой семьи Дмитрий ПАРШИН. Дима, как и его жена Мария ЯКОВЛЕВА, родился и вырос в Саратове, получил два высших образования – инженера-радиофизика и юриста, но к тридцати годам наскучила жизнь шумного города и бесконечная суета. К этому моменту он серьезно увлекся изучением славянской культуры, и желание ощутить себя одним целым с живой природой взяло верх. Жена поддержала. Так на месте старенького домишки за четыре года вырос новый, построенный по экономичным технологиям благоустроенный дом. Шестилетнему сыну Александру здесь тоже нравится: рядом лес и речка.Сваха — интернет. Дмитрий и Мария познакомились в 2007 году по интернету. Долго общались, встретились, когда поняли, что симпатии взаимны.
Маша, узнав об увлечении любимого, на день рождения захотела сделать ему сюрприз. Нашла и изучила историю славянского костюма, по всем правилам сшила и украсила вышивкой рубаху, сплела узорчатый пояс. Удивила, и сама увлеклась древней культурой. Свадьбу играли уже в Аткарске по всем славянским канонам. Обручальные кольца Дмитрий сделал сам из орехового дерева, украсив резными узорами. Славянская свадьба. Выходя замуж, девушка «умирает» в своем роду. Ее отпевают, укрывают покрывалом. Приходит суженый, снимает покров, возрождая любимую к жизни, своим ножом с приговором «обрезает» связи с прежними родственниками. Узнав, любит ли его невеста, обмениваются кольцами. Молодые повязывают друг другу пояса, руки супругов связывают рушником, обводят вокруг огня или дерева. Гости славят молодоженов, забрасывают зернами с пожеланиями. Главное угощение на свадьбе – курник. Символ, объединяющий два рода – кукла Свадебное дерево. Берется сучок в виде рогатки, на одну веточку надевают женское платье, на другую –мужское.Куклы-обереги. Мария сама мастерит кукол, может рассказывать о них бесконечно. Куклы-обереги в славянской культуре занимают особое место. Их названия говорят сами за себя: Пеленашка, Кормилка, Неразлучники, Долюшка, Зайчик на пальчик, Зерновушка. Кукла Желанница, например, исполняла самые сокровенные желания, для этого надо было непременно привязать к ней красивую ленточку или бусинку. Желанницу прятали от посторонних глаз до самой смерти. Куклу Бессонницу делали с приговором , обязательно из лоскутка, оторванного от ношеной женской рубахи. Когда ребенок плакал и не засыпал, ему под подушку клали Бессонницу и пели колыбельную. Средство действенно и по сей день, — уверяет рассказчица.Музыкальные инструменты. В семье наших героев живет коллекция варганов. Варган – это щипковый музыкальный инструмент, известный в Европе и Азии – от Дании до Якутии – по пути древнего переселения арий. В современном русском языке прочно живет слово «варганить» с понятием «что-то делать», а ранее оно значило «играть на варгане». В коллекции есть комуз алтайского мастера Поткина, варган московского мастера Устинова, якутский – Готовцева, хакасский варган, венгерский доромб Золтака, индийский марчонг, китайский коусянг. У каждого инструмента – свой деревянный футляр, украшенный резьбой.В коллекции есть колюка – этот духовой инструмент появился в семье как подарок. Сделан он из бамбука, а служит для закличек весны. Свое место у окарины – глиняного полого резонатора, его звучание похоже на вой ветра в печной трубе. Чем меньше окарина, тем звук выше. Особый почет — бубну. Хозяин сделал его сам. Кудес – это славянское название бубна, а владеющего игрой на нем называли кудесником. Сделан он из невыделанной козьей шкуры, натянутой на деревянный обруч. От длины ворса зависит тембр звучания. Перед использованием инструмент обязательно нагревают над паром. Кудес имеет обережное значение. Его звучание, совпадая с внутренним ритмом человека, расслабляет, вводит в легкий транс. Традиционные праздники. У Дмитрия и Марии много друзей, тоже увлеченных славянской историей и культурой. Еще в Саратове они организовали содружество «Колослава» («коло» — круг, «слава» — славление традиций, помощь друг другу — авт.), встречаются, общаются в интерактиве, ездят к единомышленникам в Воронеж, Самару. Вместе отмечают праздники и обязательно славят природу.Славяне всегда считали себя частью природы, поэтому свои жизненные ритмы соотносили с природными. Смену климатического сезона они знаменовали праздником, как бы настраивали свой организм на новое время года. Коляда отмечалась дома после дня зимнего солнцестояния. Остальные праздники обязательно справляли на природе. Масленицу гуляли на следующий день после весеннего равноденствия. Купалу отмечали после летнего солнцестояния, а после осеннего равноденствия – Осенины. На Купалу принято общаться со всеми стихиями: с водой – купание, с землей – хождение босиком, с огнем – прыжки через костер, с воздухом – катание на качелях. На празднике строго запрещалось употребление крепких спиртных напитков. Летом пили квас, домашнее пиво, мед питный, а зимой – сбитень (напиток на основе меда с добавлением пряностей), чай, глинтвейн. Кстати, самовар придумали для сбитня, который подавали горячим.Мария готовит бездрожжевой квас из ростков пшеницы. Ростки растирает, перемораживает, замешивает тесто, делает лепешечки, из них выпекает сухарики, на основе которых делается квас. Такими же сухариками угощали в старину калядующих. С любовью. «Любимая», «любимый» — так просто, так ласково и нежно мои собеседники называют друг друга в разговоре, даже если они спорят, это обращение каким-то волшебным образом заставляет уступить любимому, дать возможность высказаться. А работают эти интересные люди в аткарской школе №6. Она — учитель начальных классов, он – учитель информатики. Нам остается позавидовать их ученикам, которые могут узнать, какие костюмы носили славяне, в какие игры играли, как принимали воинов в княжескую дружину.