Какое село живет без проблем? Вот и Марфино эти самые проблемы не обошли стороной, да наткнулись на сильные руки и мудрые решения местных мужчин.
Цель моей журналистской командировки – социально активная семья Константиновых, но побеседовать с Надеждой Васильевной не удалось, главный специалист сельской администрации решала вопрос о карантине для односельчан, вернувшихся из Москвы, куда уезжали на заработки.
О сельских проблемах и их решениях я беседую с коренным марфинцем Геннадием КОНСТАНТИНОВЫМ.
— Хозяин, лидер, голова, заводила, — так отзываются о нем жители села, благодарные за инициативу и умение находить выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций.
Но Геннадий Владимирович так не считает, и начинает перечислять своих единомышленников и соратников:
— В нашем селе люди замечательные, отзывчивые на беду и на радость. Даже те, кто переселился к нам в последние годы, причем это люди разных национальностей, живут в ладу с обществом. Роман РЕЙН, мой сосед Сергей МИХАЙЛОВ, Олег РАЙКУ, Андрей ГЕРАСИМОВ, Василий Гусев, Александр УВАРОВ, Алексей КУЛАКОВ, Василий БУРЯ и еще десятка полтора таких же деятельных мужиков с хозяйской хваткой – это наш сельский кулак. Вместе мы решаем сельские проблемы. Например, расширили территорию кладбища, установили и покрасили забор, благоустроили территорию. Жители сами собрали средства на ремонт, помогли состоятельные люди села и Аткарска, дружно вышли на субботник.
В прошлом году в ноябре пришлось самим доводить до ума новую водонапорную башню: проваривать швы, обваловывать, ремонтировать глубинный насос. А перед новогодними праздниками срочно ремонтировать полы в вестибюле сельского клуба.
Сергей МИХАЙЛОВ, Олег РАЙКУ, Андрей ГЕРАСИМОВ, Василий Гусев, Александр УВАРОВ, Алексей КУЛАКОВ, Василий БУРЯ и еще десятка полтора таких же деятельных мужиков с хозяйской хваткой – это наш сельский кулак.
Не любят сельские мужики просить дважды, трижды. Видят, не делается дела – берутся сами и делают. По весне «фонарка» в селе чудить начала: днем фонари светят, а ночью нет. Раз, два позвонили энергетикам, пару недель подождали, а потом подумали, порешали, да сами и наладили все. Такая же история с водоснабжением: прорвало трубу, специалисты приехали, водопровод раскопали и уехали. Неделю прождали, так и пришлось самим делать. Но несколько домов все же, остались без воды. И вот уже мужчины, забыв про корреспондента, обсуждают, как решить эту проблему, к кому обратиться за помощью.
— Жить в селе хочется по-человечески, — говорит Геннадий Владимирович, — и это не утопия. Государство не бросает сельчан, разными путями, но деньги в село идут, надо чтобы они доходили и активно осваивались. В этом году ремонт дорог под свой контроль возьмем.
Инженерное образование подсказывает Геннадию Владимировичу рациональные решения, супруга Надежда Васильевна озвучивает насущные проблемы, а задорный нрав находит выход в сельском клубе, где он, активный участник художественной самодеятельности, практически штатный Дед Мороз.
Я слушаю, Геннадия Владимировича и отмечаю про себя, что он не староста, никто ему зарплату не платит и болеть душой за село не заставляет. Но он возит на личной легковой машине цемент для ремонта, договаривается с предпринимателями и те охотно идут ему на встречу, он умеет разговаривать с людьми и они ему верят.
Кто-то скажет — времени свободного у человека много, и будет не прав. Геннадий Владимирович работает в соседнем районе, у него двое детей, сын живет в этом же селе. Игрушки во дворе дома свидетельствуют о том, что внуки здесь частые гости.
— Люблю свое село. Здесь мой дом, мои корни, на погосте родные могилы, как это можно бросить? — Геннадий Владимирович раскидывает руки, словно обнимает все село с уютными домиками и уже зазеленевшим лесом на горах за околицей.
Вот такими людьми и живет село, а когда таких, как в Марфино, не один десяток, то даже сомневаться не хочется, не даст марфинский кулак пропасть своей малой родине.