Никто не знает, сколько точно лет самой окраинной школе нашего города – школе № 6, которую аткарчане называют просто – пригородная. Коллектив школы ведет летоисчисление с 1975 года, когда из нескольких старых деревянных корпусов перебрались в современное светлое и теплое двухэтажное кирпичное здание.
В школе обучаются 149 учеников, причем в выпускном девятом классе – 7 человек, зато в первом классе – 28! Педагогический коллектив из 14 молодых и опытных преподавателей возглавляет директор Ирина ДОРМИДОНТОВА, которая рассказала о буднях и праздниках, специфике обучения и воспитания детей разных национальностей.
«Точка роста» – маршрут успеха
Учебный год в школе начался с праздника и не только Дня знаний, но и открытия центра «Точка роста» для юных биологов, химиков и физиков. Два просторных кабинета сияют свежим ремонтом, красуются новой мебелью и радуют современным оборудованием, расставленным на демонстрационных столах, в стеклянных шкафчиках, на полочках.
В кабинете химии урок ведет педагог с 35-летним стажем Людмила ЖУЧКОВА.
— Благодаря открытию центра у нас появилась возможность проводить практические занятия в цифровых ученических лабораториях, оснащенных современными электронными микроскопами, реактивами, учебными пособиями, — рассказывает Людмила Петровна. – Раньше я могла только теоретически объяснить тему или показать в компьютере.
— Людмила Петровна, как вы считаете, интерес учеников к вашему предмету повысился?
— Да, — дружно ответили ученики, доселе уткнувшиеся в микроскопы и казалось не слышавшие нашей беседы.
— Урок проходит незаметно, и уходить не хочется, — говорит Ирина КОПЕНКИНА, — химия из таинственной науки превращается в понятную и доступную.
— Мы 20 лет не обновляли лабораторного оборудования, и вот теперь спешим наверстать упущенное, — говорит Людмила Петровна, — в школьные каникулы проводила занятия по практической химии, объясняла детям как опытным путем развести уксусную кислоту, чтобы получился столовый уксус, мы изучали состав воды и молока. А младшеклассникам продемонстрировали серию занимательных опытов. Считаю очень важным пробудить интерес учеников к химии и биологии, возможно, с этих школьных занятий начнется путь в будущую профессию.
В кабинете физики ученики 3 класса конструировали робота. Робототехника – еще один вектор научно-творческого развития школьников. Класс на 45 минут превращается в конструкторское бюро. По чертежам подбираются детали, малейшая неточность одного и надо начинать сначала. Сколько же плюсов в этом занятии: работа в команде, развитие инженерного мышления, мелкой моторики, научной фантазии и познания законов физики.
Тысяча выпускников Прасковьи Красновой
Выпускница школы №6 Прасковья КРАСНОВА даже подумать о будущей профессии не успела, а педагогический коллектив решил, что лучшая ученица школы должна быть только учителем! Впрочем, дали возможность самой выбрать специализацию. Прасковья Владимировна стала учителем математики и физики, с дипломом вернулась в родную школу. С тех пор прошло 39 лет, из которых 14 лет Прасковья Владимировна работала директором школы. Более 1000 выпускников проводила она в большую жизнь.
— Особенность нашей школы в том, что она находится как бы на пограничной полосе – городская, но с сельским уклоном. На уроках труда школьники изучали сельхозтехнику, практику проходили в коровниках, на полях, в цехах. Надо напомнить, что шефами нашей школы долгие годы были маслозавод и колхоз-миллионер «Россия». Под такой опекой, при такой поддержке и помощи, выпускники школы, получив сельскохозяйственные специальности шли работать на эти предприятия. Задача учителей была не научить профессии, а пробудить к ней интерес.
Очень органично переплелись в профессии Прасковьи Владимировны любовь к точным предметам – физике и математике, и любовь к педагогической деятельности. Ее ученики выбирали технические специальности, становились инженерами и механиками, но были среди них те, для кого профессия учитель становилась главной. В 1989 году педагогический коллектив школы получил премию от городского отдела народного образования за то, что сразу 10 выпускников поступили в педагогический институт.
Учитель – профессия на все времена
Елена ЩЕРБАКОВА, тоже выпускница этой школы, в 2009 году вернулась в «родную шестую» учителем начальных классов.
Елена Алексеевна в 2021 году победила в муниципальном этапе «Учитель года», в 2019 году воспитатель детсада «Яблочко» Наталья Волоскова победила в конкурсе «Лучший воспитатель».
Школа сильна своими педагогами, и особенно хочется отметить их желание участвовать во всех городских мероприятиях и конкурсах.
— Уже с детского сада, начальных классов мы учим детей науке побеждать, — рассказывает Елена Алексеевна, — а чтобы побеждать, надо участвовать. Не ждать когда тебя позовут, а проявлять инициативу и настойчивость. Мне нравится, что наши воспитатели и учителя единый коллектив. Не сочтите за громкие слова, но день без школы – это пропавший день.
Легкий шум из кабинета, где второклассники заскучали без своей любимой учительницы, положил конец нашей короткой беседе, прощаясь Елена Алексеевна сказала замечательные слова:
— Учитель – это профессия на все времена, ничто не сравнится со счастьем видеть пытливые глаза малышей, учить и радоваться их успехам.
Центр дружбы в многонациональной школе
Разговор об особенностях школы на окраине продолжила директор и учитель истории Ирина Алексеевна, и продолжился он в этнокультурном центре.
Центр открыли в школе в 2014 году и сразу же началась активная работа по сбору уникальной коллекции старинных предметов быта. В 2021 году школа выиграла президентский грант по теме «Территория дружбы – наследие традиций». На средства гранта приобрели национальные костюмы, кукол разных народов, проживающих на территории нашей страны.
— У нас учатся дети десяти национальностей – это русские, цыгане, татары, дагестанцы, азербайджанцы, молдаване, казахи, таджики, киргизы, украинцы. И никогда в школе не было проявления национализма. Толератности, взаимопониманию, уважению к традициям мы учим родителей еще дошкольников. Особенно ценно их участие в работе центра. Мы вместе учимся ценить людей по их поступкам, а не национальной принадлежности. Дети гордятся своими родственниками, принадлежностью к своей национальности, начинают изучать культуру разных народов.
Символ центра – круг, на котором навешено множество разноцветных ленточек – это наше общество, где все мы разные и все мы вместе.