На Волге сердце остается

На Волге сердце остается

В одном из самых дальних сел Аткарского района проживает семья Григория ГУБАНОВА, капитана пассажирского теплохода. Вернее сказать, зимует, потому что с мая по октябрь Григорий Евгеньевич с супругой Людмилой Михайловной работают, не покидая борта круизного теплохода «Дмитрий Пожарский». По окончанию учебного года к ним присоединяется дочь Юлия, ученица сельской школы. Интересно узнать о профессии капитана? А о том, как потомственный волжанин попал в аткарскую глубинку? И немного о речных круизах? Читайте! Я в гостях у капитана Губанова и его милой гостеприимной супруги.

Родом из поселка «Память Парижской коммуны». Есть такой затон, пристань, поселок в Нижегородской области. Вся промышленность местечка сосредоточена на судоремонтном заводе. Здесь десятилетний мальчишка Гриша Губанов впервые встал на капитанский мостик парохода «Виктор Хользунов», на котором ходил его отец. К окончанию школы будущий капитан уже уверенно водил теплоход по Волге. Профессиональное восхождение к капитанскому мостику началось с ПТУ. Рулевой моторист продолжил обучение в Горьковском речном училище и с дипломом техника-судоводителя поступил в институт инженеров водного транспорта. Во время обучения практику проходил матросом на пассажирских теплоходах.

Знаем – случается чудо. В одном из рейсов, увидел Григорий на палубе девушку. Свершилось! Запала молодому матросу в душу девчонка с родовыми корнями в аткарском селе Вольновка. Юная Людочка вместе с мамой отдыхала на теплоходе. Молодые люди договорились встретиться в Саратове после рейса — и встретились! Но затем Григорий, защитив диплом, по распределению отправился водить суда на Иртыш. При первой возможности прилетел в Саратов. Не зная ни адреса, ни фамилии Людмилы, отправился искать ее в район вокзала — единственное, что ему было известно о местожительстве любимой. Как не поверить в чудо, если в первом же дворе многоэтажного дома, куда зашел Григорий, ему встретилась мать Людмилы!

Они вместе уже 33 года. У них двое взрослых сыновей и дочка. Григорий не делает культа из своей профессии, и поэтому сыновья не стали продолжателями династии.

  • Любая работа должна приносить радость, — считает Григорий, — это главный критерий при выборе профессии.

Он вышел из гостиной, чтобы принести карту маршрута теплохода.

  • Людмила, а Григорий дома тоже капитан?

  • Он думает, что это так! – улыбается Людмила. – С ним легко жить, он добрый, заботливый. Мы с ним и думаем и дышим в унисон.

Каждый день видеть радость. Капитанами не становятся в миг. Пройдя все ступени профессионального роста от матроса до старшего помощника капитана, Григорий Евгеньевич получил предложение занять должность капитана пассажирского теплохода. Практически все эти годы Людмила Михайловна работала вместе с мужем на теплоходе администратором.

Теплоход – это замкнутое пространство, штат около ста человек, всю навигацию, а это четыре с лишним месяца, круглосуточно на работе.

  • Мне нравится, — шутит Людмила, — утром встала, тапочки надела — и ты уже на работе. Но, главное — если врачи каждый день встречаются с болью, то мы каждый день видим радость людей. Речные туристические маршруты – это фантастический праздник. Мы живем и работаем в центре этого праздника.

Григорию известна и изнаночная сторона праздника — он ответственен за жизнь экипажа и около 300 пассажиров. Это ведь только кажется, что равнинные реки тихи и спокойны. Бывают и шторма, особенно на водохранилищах, Ладожском и Онежском озерах (теплоход совершает рейсы от Астрахани до Санкт-Петербурга). И нельзя сбрасывать со счетов и непредвиденные технические поломки, как например, однажды, сломался гребной вал. Волжская водица в октябре к купанию не располагает, да и характер поломки должен был определить специалист. Капитан принял решение и несколько раз сам нырял под днище теплохода, пока не убедился, что судну ничего не угрожает, и оно дойдет до ближайшего порта.

И все же больше всего проблем доставляет так называемый человеческий фактор. Человек за бортом, дебош некоторых пассажиров после чрезмерных возлияний и даже пожар в каюте – все бывало.

  • В нашей профессии случайных людей нет, — утверждает Григорий, — просто не приживаются. Но уж если остаются, то навсегда прикипают к речному флоту.

Не могут капитаны жить на берегу. В 90-е годы, когда теплоходы отправляли на металлолом, а капитанов — на берег, чтобы выжить, Губановы перебрались в село Белгаза. Григорий работал в хозяйстве слесарем, скотником, ездил в Аткарск разгружать вагоны. Хватался за любую работу, лишь бы дать возможность учиться детям. Людмила сажала картофель, овощи, развели скотину. Так прошло 8 лет. Об имеющейся вакансии помощника капитана Григорию сообщил его друг. Но… по существующему законодательству штурман, капитан, не работавший по профессии более 5 лет, теряет квалификацию. Необходимо было вновь восстанавливать диплом.

  • Не все капитаны могут жить на берегу, — говорит Григорий. – Я здесь работал, а жил там, на реке.

Более других поняла мужа Людмила. В одночасье продали всю скотину, собрались и уехали в затон Память Парижской Коммуны. Преодолев все трудности на берегу, они снова в плавании.

В уютной гостиной за чашкой чая мы просматриваем фильм о туристическом маршруте теплохода «Дмитрий Пожарский». Вот в Волгограде спускают на воду венок – дань памяти волжским речникам, погибшим в годы войны. Вот капитан приветствует пассажиров капитанским коктейлем, прощаясь с теплоходом, туристы словами известной песенки просят капитана улыбнуться. А вот капитанский мостик, ветер швыряет крупные капли дождя в стекло, волны раскачивают теплоход.

  • Не дождусь навигации, — признается капитан, — хорошо здесь в Белгазе. Рай, забытый людьми. Но сердце там, на теплоходе, на Волге.

Автор текста: ОЛЬГА КАПИТОНОВА

Аткарская газета