Наши павшие как часовые

Наши павшие как часовые

В списках жителей Аткарского района в годы Великой Отечественной войны ставших узниками концлагерей, которые опубликовала «Аткарская газета» 20 апреля, Татьяна АФАНАСЬЕВА нашла своего пропавшего в 1941 году деда.

Цыганка нагадала. Татьяна Ивановна не может сдержать слез, от волнения дрожат руки и перехватывает дыхание — с детства она слышала, что ее дедушка, Гаврил Андреевич пропал без вести на войне. И только из «АГ» узнала, что осенью 1941 года ее дед стал узником концлагеря Хаммерштейн.

— Бабушка Прасковья Васильевна до последних своих дней не верила, что дед погиб, — вспоминает Татьяна Ивановна. — Когда пришло извещение, что муж пропал без вести, бабушка собрала деревенских продуктов и поехала в Аткарск к гадалке. Та успокоила ее, заверив, что жив солдат и весточка о нем будет обязательно, но нескоро

. С надеждой вернулась в родную Вольновку, к двум маленьким сыновьям Прасковья Васильевна. Разве могла она подумать, что весточка о муже придет спустя 75 лет, когда ни ее самой, ни ее детей уже не будет в живых?

Страшная воинская судьба досталась нашему земляку. Сержанта Гаврила Горшкова, 1913 года рождения призвали в ряды Красной Армии перед самой войной — 29 мая 1941 года. Гаврил Андреевич работал в колхозе трактористом, по воспоминаниям жены, работал от темна до темна, нередко и на ночь оставался, чтобы скорее отремонтировать свой трактор. Его отмечали, как очень грамотного и ответственного специалиста. В мае 1941-го запасников призывали на 45-дневные учебные сборы, проходившие в Татищевском районе. А через месяц прямо со сборов часть отправили на фронт. Прасковья Васильевна, часто вспоминала, что ей удалось проводить мужа на фронт, а многие не успели даже проститься. Лишь одно письмо прислал солдат с войны, в котором писал, что им предстоит форсировать какую-то очень широкую реку, и что немцы очень хорошо вооружены, а у них лишь винтовки без патронов. В октябре 1941 года семья получила извещение: «Ваш муж пропал без вести». В «Книге Памяти», на ОБД «Мемориал» Гаврил Горшков числится пропавшим без вести до сих пор.

Лагерь. Верно сказала гадалка: не погиб солдат, живым попал в ад. Концлагерь Хаммерштейн известен еще с I Мировой войны. Это был лагерь для русских военнопленных, позже использовался как лагерь для немецких коммунистов. В 1940 году в лагере содержалось около двух тысяч польских военнопленных, а с июля 1941 года массово стали поступать советские солдаты. Немцы спешно начали строить второй лагерь. До ноября пленные жили на открытом поле, укрываясь от дождя и холода в вырытых в земле норах, откуда фашисты выгоняли их ручными гранатами.

В лагере разразилась эпидемия брюшного тифа, и в декабре пленных загнали в неотапливаемые бараки без пола и окон. Эпидемия продолжалась до марта 1942 года. За это время в лагере умерло от 40 до 50 тысяч человек! В день умирали свыше 200 заключенных. В апреле 1945 года лагерь освободила Советская Армия. Тогда и открылись следы страшного преступления фашизма против человечества. Голод, холод, издевательства, пытки, унижение человеческого достоинства, в голове не укладывается, как люди могли так относиться к людям. Пусть другого вероисповедания, с другой идеологией, но ведь люди.

ПАМЯТЬ. На месте концлагеря сегодня мемориальный комплекс. Более 65 тысяч человек покоятся в братских могилах. Теперь, когда семье солдата стало известно о его судьбе, месте гибели и захоронения, внуки и правнуки приняли решения посетить мемориал Хаммерштейн, чтобы поклониться дорогой могиле.

Уже много лет «Аткарская газета» вместе со своими читателями ищет пропавших без вести солдат и разыскивает родных тех воинов, чьи имена удалось вернуть из забвения. Сегодня мы вместе с Государственным архивом новейшей истории Саратовской области вернули семье еще одного солдата.

P.S. Когда номер готовился в печать, читатели сообщили, что в Аткарске живут родственники еще одного узника немецкого концлагеря — Сергея Ивановича СИБИЛЕВА из Ломовки.

Автор текста: Ольга КАПИТОНОВА

Аткарская газета