Реставраторы старинных автомобилей настолько трепетно относятся к своему увлечению, что не приемлют, когда к нему приклеивают ярлыки вроде новомодного словечка «хобби2, которое в дословном переводе с английского языка означает «конек, палочка с лошадиной головой, коняшка на карусели, конь-качалка». Очевидно по аналогии с русской поговоркой «сесть на любимого конька» и вошло в наш разговорный язык английское словечко «хобби».
Восстановление старинных автомобилей – это скорее искусство, мастерство, инженерная смекалка. И человек, который своими руками из того, что вчера называлось металлоломом, творит настоящее чудо, возрождая шедевры мирового автопрома, сродни волшебнику. И как всякий волшебник не любит впускать посторонних в свою творческую лабораторию. Мне повезло, я одна из немногих, кто побывал в цехе реставрации старинных автомобилей, принадлежащих известному и уважаемому в нашем городе инженеру Алексею ДМИТРИЕВУ, директору завода «Контактор». Всегда очень строгий, сдержанный, невозмутимый, отец и дед, рассказывая о своем увлечении, он по мальчишечьи сияет глазами, в которых азарт, удовлетворение и даже романтический авантюризм. Матово светятся лаком, отражая лампы дневного света, ретро-автомобили, отреставрированные его руками. Алексей Павлович мягко поглаживает их по капоту, дверцам, наслаждаясь гладкостью полированной поверхности. Честное слово, кажется, автомобили льнут к нему, как благодарные псы чистых кровей. А ведь если представить из какого металлоломного мусора возрождались эти раритеты? — Вы не правы, — мягко поправляет меня Алексей Павлович. – Это элитные автомобили, а порода она даже сквозь утиль видна. Вот, например, «Победа» — культовый советский автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946-1958 годах. Их всего было выпущено около 236 тысяч. Конструктивное и стилистическое решение «Победы» позаимствовано у немецкого автомобиля «Опель Капитен». Неудивительно. В середине прошлого столетия общепризнанными лидерами в области производства легковых автомобилей были Германия и Америка. Трофейные машины позволили советским конструкторам не только ознакомиться с новинками автопрома, но и создать собственную легковушку. Автомобили «Победа» служили у чиновников высшего и среднего уровня, вручались академикам и полководцам, использовались в качестве такси, экспортировались в Финляндию, Норвегию, Бельгию. Красавица «Победа», реставрированная Алексеем Павловичем, когда-то принадлежала его отцу, тоже инженеру-механику. Но путь до восстановления этого автомобиля был долгим. Мастерство начиналось с умения чинить велосипеды и не только себе, а всем друзьям-товарищам. Затем были мотоциклы, и, конечно, автомобили. После окончания школы институт механизации сельского хозяйства и диплом инженера-механика. Первой машиной, которую восстановил практически с нуля, стала «Волга ГАЗ-21», затем восстанавливал родственникам и друзьям. С профессиональным успехом, ростом карьеры пришел достаток, и Алексей Павлович взялся за реставрацию «Победы». Сегодня в его гараже пять полностью отреставрированных автомобилей и «Волга» на стапелях. Увлечение это затратное и по времени, и по деньгам. Алексей Павлович показывает на мониторе компьютера, как поэтапно проходит реставрация кузова автомобиля. Диагностируется каждый квадратный сантиметр, то, что уже восстановлению не подлежит, аккуратно вырезается, что возможно тщательно зачищается, готовится под шпаклевку. Непросто изготовить заплатку для кузова. Ведь деталь должна быть идентична заводской.- Чтобы реставрировать «Победу» пришлось разобрать пять таких автомобилей, — рассказывает Алексей Павлович. — И так с каждым автомобилем. Дело чести реставратора, когда все составные автомобиля родные. Но для этого надо ни день, ни месяц, а порой годы изготавливать детали, искать в Интернете предложения нужных запчастей, что-то обменивать, что-то покупать. А порой, хоть и очень неохотно, приходится прибегать к новоделу. Вот, например, так и не удалось найти родной руль к «Москвичу 401». Новодел тоже не дешев. Ведь копия делается с максимальной точностью, исключительно вручную.- Алексей Павлович, это, наверное, классно проехать по городу на восстановленном вами ретро-автомобиле, и чтобы все оборачивались?- Нет, — сдержанно улыбается Алексей Павлович, — классно – это, когда ты снимаешь офисный костюм, одеваешь рабочую одежду и идешь в этот цех, к своим автомобилям. Здесь время летит незаметно. А когда работа закончена, и ты убеждаешься, что лучше уже не надо, потому что лучшее враг хорошего, наступает даже какая-то тоска. Хочется побыстрее взяться за другое. Но чувство гордости за себя и свое детище, конечно же, присутствует. Мне нравится, когда люди интересуются моими автомобилями, восхищаются.- А автомобилям?- Я не склонен к одушевлению машин, но не могу отрицать, что старые автомобили имеют и хранят свою историю. И это еще один плюс. Восстанавливая машину, знакомишься не только с ее техническими особенностями, но и со временем, в котором она создавалась, страной – родиной автомобиля. Кстати, вы знаете, что первоначальное название «Победы» было «Родина». Но реплика И.В. Сталина «Почем «Родину» продавать будете?», заставила конструкторов замереть и немедленно предложить другое название.Алесей Павлович может бесконечно рассказывать об автомобилях. И слушать его безумно интересно, особенное если учесть, что у его автомобилей, кроме истории рождения, есть еще и история восстановления. Невольно мелькнула мысль, что цех Алексея Павловича и его увлечения -отличный объект проведения экскурсий для старшеклассников, а может и мастер-класса. Да и как туристический объект — очень заманчив. Подтверждением тому внимание земляков и гостей города к показательным выездам автомобилей. Например, в Саратове в день презентации Аткарска ретро-автомобили Алексея Дмитриева вызвали неподдельный интерес саратовцев.- Алексей Павлович, не могу уйти, не задав вопрос о планах на будущее.Указательный жест рукой в угол цеха, где старая, блеклая «Волги» создавали резкий контраст сверкающему строю заново рожденных автомобилей.