О чем рассказало Старое кладбище

Некрополи – «города мертвых» — так называют старинные кладбища, которые  являются такими же достопримечательностями, как музеи и храмы и рассказывают об истории страны, ее знаменитых личностях. Их посещение входит в экскурсионные программы по всему миру.

Иоанно-Предтеченское кладбище Аткарска с его 250-летней историей уникально для Поволжья, где немногие города сохранили свои старинные некрополи. Любители старины приезжают в Аткарск специально, чтобы побродить среди старых могил.  Чем же уникально древнее заброшенное кладбище на окраине города? Какие легенды хранит старейший Аткарский некрополь?

С 1770 по 1950-е годы на старом городском погосте хоронили людей, которые творили аткарскую историю – наших с вами предков, и это было без преувеличения священное место. В центре стояла кладбищенская церковь, носившая название Иоанно-Предтеченской (по ней получило название и кладбище), за разрешение похоронить псаломщик брал с горожан от 3 до 10 рублей.

На могилах крестьян ставили простые кресты без надписей. Дворянам и чиновникам, купцам и священникам, интеллигенции и зажиточным горожанам ставили резные каменные надгробия, статуи, воздвигали часовни над склепами. Самый старый сохранившийся до наших дней памятник датирован 1874 годом.

Время стирает надписи на поваленных надгробиях, и через несколько лет их будет уже не прочитать. Маленький розовый гранитный обелиск на краю кладбища почти не виден в траве. Здесь похоронена жена основателя торгового дома Рыбакиных – Варвара Григорьевна Рыбакина (? – 1899). Потеряв мужа, вдова  с тремя детьми стала во главе семейного дела и железной рукой управляла лучшей в городе гостиницей,  мельницей, универсальным магазином. Именно этой семье сегодняшний Аткарск обязан своей промышленностью, в 1913 году сын Варвары Григорьевны Иван Иванович Рыбакин построил за железной дорогой паровую маслобойню  — будущий Аткарский маслозавод.

Единственная в Саратовской области могила героя русско-японской войны– здесь, на нашем Иоанно-Предтеченском  кладбище. Боевой товарищ Деникина, генерал-майор Петр Иванович Береснев прославил себя в боях с японцами в Манчжурии на сопке, названной в его честь Бересневской. «Нам приказано было держаться и я держался» — коротко говорил Береснев о трехдневном подвиге своего батальона, о котором в 1905 году трубили газеты. После войны он служил в Аткарске воинским начальником и умер в 1913 году, его изношенное сердце остановилось в 55 лет. В 30-е годы могилу показательно осквернили — огромный гранитный крест сбросили с постамента и разбили. Но с многотонной глыбой черного гранита ничего поделать не смогли, и стоит она на могиле генерала нерушимо уже сто лет, как стоял когда-то сам Бересневна своем манчжурском рубеже.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» — такую надпись выбили на памятнике другого генерала, героя Крымской войны 1853-1855 годов Петра Степановича Соловьева. Старик Соловьев был легендой Аткарска — в молодости, еще капитаном, он защищал истекающий кровью Севастополь, отбивал атаки французской кавалерии на Малаховом кургане и был контужен на передовой. Вместе со своим полком участвовал в подавлении венгерского и польского мятежей. Ордена едва умещались на широкой груди генерал-майора. До самой старости он сохранял гордую офицерскую выправку и умер в 1899 году на 75-м году жизни. Его могилу уничтожили полностью, не оставив камня на камне.

Осквернение кладбищ всегда считали в России тяжким грехом и наказывали жестоко. И только в тридцатые годы моральные запреты рухнули. Гонения начались не только на людей, но и на могилы – советская власть вела активную кампанию по уничтожению церковных кладбищ.

Аткарск недаром считали самым революционным городом области — он безжалостно расправлялся с прошлым. В первую очередь уничтожали могилы священников и офицеров Российской императорской армии, объявленных врагами советского строя. Память о них для новой власти была не нужна. Комсомольцы устраивали соцсоревнования, сжигая на кострах иконы из разоренных церквей и кладбищенские кресты – об этом писала в 1930 году одна из саратовских газет.

Безвозвратно утрачены могилы городского головы Федора Николаевича Павлюкова, которому Аткарск обязан городским парком и прекрасными краснокирпичными зданиями, и местных Ромео и Джульетты Павла Решетова и Евгении Камневой, которых несчастная любовь заставила совершить двойное самоубийство.

Старинные надгробия растаскивались на фундаменты домов или использовались на могилах победившего пролетариата. В 1930-1940-е годы жители Аткарска брали чужие памятники, сбивали с эпитафии  и без зазрения совести использовали их для собственных нужд. Можно найти более десятка таких украденных и обезличенных надгробий, имена владельцев теперь уже не установить. Но мне удалось прочитать одну надпись — Александр Леопольдович Эстеррейхер (? – 1907), он служил директором сиротского института в Москве и владел имением в деревне Скуратовка под Аткарском.

Это имя сегодня совершенно забыто, но на примере семьи Эстеррейхер можно изучать судьбу русского дворянства, его расцвет и трагедию. Семья была тесно связана с выдающимися деятелями русской культуры. Жена Александра Леопольдовича Ольга Сергеевна Рахманинова, была теткой величайшего русского композитора Сергея Рахманинова. Дочь Вера вышла замуж за Алексея Петровича Минха, дядей которого был автор писатель и краевед, знаменитой книги об Аткарске Александр Николаевич Минх. Ее сын, а значит, внук Эстеррейхера Николай Алексеевич Минх тоже стал писателем, ему принадлежит сборник повестей «Воскресенье у деда», в котором он вспоминает проведенное в Аткарске детство. Сыновья Эстеррейхера не приняли советскую власть – сын  Александр, присяжный поверенный, застрелился в 1917 году в Саратове, другой сын, Виктор в Гражданскую войну служил в Вооруженных силах юга России и умер в эмиграции в Болгарии в приюте для инвалидов.

От разрушительных тридцатых годов следов почти не осталось. Памятником электросварщику 10-й дистанции службы пути стахановца В.Ф. Носову служит простой лист стали — настоящий символ эпохи индустриализации и трудовых свершений. Товарищи-железнодорожники оставили траурную эпитафию сварочным швом.

Самой посещаемой могилой 20 века в Аткарске стала могила пионерки Вали Макеевой, задушенной отчимом 12-летней девочки, именем которой называли пионерские дружины. Долгие годы в Аткарске существовал настоящий культ Вали, которую сравнивали с Павликом Морозовым. В семидесятые-восьмидесятые годы два раза в год — на День пионерии и в день гибели Вали пионерские отряды приходили на кладбище и повязывали на голубую пирамидку красный галстук. Сегодня проржавевшую пирамидку заменили на новую гранитную плиту, и память о Вале, чье имя носит бульвар в центре Аткарска, продолжает жить.

Хранящий вековые тайны истории, Аткарский некрополь – не просто старое кладбище на окраине или объект туристического интереса, это святыня нашего города, требующая бережного отношения и большой исследовательской работы.

Аткарская газета