О сомнениях, поисках и находках

О сомнениях, поисках и находках

Участники районного конкурса «Учитель года-2017» получили оценку жюри в первых испытательных этапах. Одним из самых волнительных, безусловно, был этап открытых уроков, где пять учителей вышли к барьеру. Барьером я называю ученические классы, незнакомые конкурсантам. В этом году выход к барьеру состоялся в школе №3, на базе которой проходили открытые уроки. Кстати, вот и звонок на урок.

Урок погружения Вместе с пятиклассниками я иду изучать английский язык, а достучаться до нас и заинтересовать должен учитель иностранного языка школы №1 Валерий САВИНКИН. А вот и он с английским приветствием. Сейчас представится и скажет примерно так: «Сегодняшний урок для вас проведу я, надеюсь, будет интересно». Ожидание фразы на русском языке оказалось напрасным, учитель представляется, но вновь на английском и предлагает представиться ученикам. Я понимаю, что Валерий Евгеньевич дает понять – на уроке будет звучать только английская речь. Для меня активное изучение иностранного языка завершилось 30 лет назад с последним школьным звонком, и я начинаю волноваться. Впрочем, воспоминаниям предаваться некогда, потому что на интерактивной доске началась демонстрация видеоролика о достопримечательностях Лондона. Звучащая иностранная речь не похожа на аудиоуроки, когда каждая фраза звучит отдельно и четко. Здесь речь беглая, разговорная. Картинки очень кстати. Оглядываю пятиклассников. Все улыбаются и заинтересованно смотрят на экран. Ролик закончился, учитель приглашает нас поговорить о Лондоне.

Вопросы Валерий Евгеньевич задает также на беглом английском. Постепенно класс делится на три группы – готовых ответить слету, шепотом переводящих вопросы на русский язык и после этого успешно отвечающих и тех, кто не успевает за темпом урока (две девчонки). По реакции учителя вижу, что он заметил разделение и, давая ученикам время на раздумье, несколько раз медленно повторяет вопросы. Значит, конкурсант сумел преодолеть конкурсную лихорадку и перед нами, прежде всего учитель, которому важны знания детей. Начинается работа в парах – составление диалогов о Лондоне. Валерий Евгеньевич проходит по классу и дает пояснения на русском языке. Диалоги, работа над произношением, составление ключевых слов из мозаики. Урок серьезно насыщен. Никто из детей не чувствует себя отставшим от поезда. Звенит звонок. Идем на урок информатики.

Урок общения Я вновь в рядах пятиклассников, нам предстоит встреча с учителем информатики школы №8 Натальей ИГНАТЬЕВОЙ. На мой взгляд, задача у Натальи Алексеевны будет сложнее, чем у предыдущего конкурсанта. Посудите сами. Кто из пятиклассников не владеет азами работы на компьютере?! И, тем не менее, учитель должен с азов пройти с ребятами дорогу к компьютерной грамотности и на этом пути для каждого открыть новые страницы.

  • Я в детстве мечтала стать художником. А кем вы хотите стать? – вопрос учителя активизирует нас.

Звучат ответы детей: поваром, врачом…, а я мысленно добавляю в этот ряд – стюардессой. Задумка учителя объединить класс общим разговором удалась, внимание всех сконцентрировано на словах и действиях Натальи Алексеевны. После красивого видеоряда картин, визита Художника, в роль которого отлично вошел ученик школы №8 Денис МАЛЯНОВ, делаем вывод, что сегодня будем познавать алгоритм работы с компьютерной программой Paint, позволяющей создавать графические изображения.

Открываем тетради, записываем тему урока и алгоритм действий. Здорово! А я думала, что учитель информатики не станет терять время на рукописные задания. И вновь в классе завязалась беседа. Теперь обсуждаем профессии, где пригодится знание графической программы, завязывается дискуссия о сути работы архитектора. Ловлю себя на том, что уже не чувствую атмосферы урока, атмосферу творческого общения – да. Беседу о Годе экологии учитель завершает предложением – нарисовать природу нашего края на листе бумаги и на экране компьютера с помощью программы, которую начали осваивать. Класс делится на две части – одни идут к компьютерам, другие берут в руки краски и кисти. Да, рисование никогда не было моей сильной стороной. Вижу, что сомнения знакомы и некоторым пятиклашкам. Одни с опаской выводят подобие реки на листе бумаги, другие отчаянно рисуют подобие барханов на экране компьютера. Через несколько минут ребята меняют друг друга и завершают рисунок начатый соседом по парте. Заметно, что поработав параллельно кистью художника и мышкой компьютера, пятиклассники поняли — знать, где кликнуть курсором — это самый маленький шаг в овладении информатикой. Звенит звонок. На смену открытым урокам пришли заочные этапы конкурса — жюри оценивало интернет-ресурс каждого участника и эссе на тему «Я — учитель».

Автор текста: Светлана БАЛАЦКАЯ

Аткарская газета