Открытие пассажирского и товарного движения поездов на участке железной дороги от Аткарска до Саратова совпало с началом работы паровозного депо на станции Аткарск. Это было 4 июля 1871 года.
«В канун открытия движения поездов, в Аткарском уезде 98% населения были неграмотными».(историческая справка). Первые машинисты, не говоря уже об управляющем составе, были иностранцами. Но с постройкой в городе ряда учебных заведений, инициируемой городским главой Федором ПАВЛЮКОВЫМ количество грамотных аткарчан заметно увеличилось. Желание детей учиться поощрял первый известный начальник депо Михаил МОРЕВ. К концу XIX века местные кадры полностью вытеснили иностранцев. Начали зарождаться трудовые династии. И если дед был кочегаром, рабочим, то дети уже учились на слесарей, машинистов, инженеров. Так формировалась железнодорожная элита. Работники депо поддержали и приняли революцию. В грозные годы гражданской войны в депо строили бронепоезда и бронелетучки, которые сами же водили в бой. Затем первые субботники и первые герои труда. Это были годы высокой производительности. Покорение веса, скоростей, времени. Проводка тяжеловесных поездов, увеличение скорости движения и рабочих смен, прогоны паровоза без дозаправки. Человека труда славили газетные заготовки, лозунги, митинги в честь нового рекорда. Первые кавалеры государственных наград за труд были и в аткарском депо – Михаил ХАРИТОНОВ, Алексей АЛПАТОВ, Михаил РАСТЕГАЕВ, Василий НИКИФОРОВ. Но особо трудовой подвиг аткарских паровозников проявился в годы Великой Отечественной войны, когда каждый работал за себя и за каждого из 300 деповчан, ушедших на фронт. Более 200 работников депо награждены боевыми орденами и медалями. Слесарь Иван Григорьевич ЗЕЛЕПУКИН удостоен звания Героя Советского Союза. 114 деповчан не вернулись с полей сражений. Отгремели салюты в честь Великой Победы. Послевоенные годы наполнены трудовыми подвигами работников депо. Аткарские паровозники совершают 500 километров пробегов в сутки без дозаправки, водят тяжеловесные поезда, внедряют прогон паровозов на смешанном топливе, увеличивают сцепной вес паровоза, борются за экономию топлива, запасных деталей. В ремонтных цехах изыскивают резервы снижения ремонта, внедряют собственные рационализаторские предложения и изобретения. Государство не жалело для железнодорожников ни средств, ни славы. Это были золотые страницы в истории локомотивного депо. Люди работали не щадя себя, не считаясь со временем и получали за это достойную заработную плату и государственные награды. В разные годы 75 деповчан были удостоены высшей награды СССР за труд – ордена Ленина. 56 имеют орден Трудового Красного Знамени, 17 — орден «Знак Почета», 8 – орден Трудовой славы. 53 работника имеют высшую отраслевую награду «Почетный железнодорожник». История быстрее любого локомотива уносит нас от тех дней. Имена славных работников хранятся в народном музее предприятия. Практически все они закончили свой жизненный путь. Нам удалось разыскать их детей, воспоминания которых на странице сегодняшней газеты.
Иван Тимофеевич ПЕРФИЛОВ, кавалер ордена Ленина, родоначальник знаменитой династии Перфиловых имел всего 4 класса образования, но музыку любил и играл на баяне до самозабвения. Свой трудовой путь он начал в 15 лет слесарем паровозного депо. В 19 лет стал машинистом. Участник стахановско-кривоносовского движения водил тяжеловесные составы. В годы войны, порой неделями не бывая дома, водил поезда на пылавший в боях Сталинград. Отец шестерых детей, он мечтал, о музыкальном образовании для них. И как только открылась в Аткарске музыкальная школа, отдал троих младших детей учиться, купив каждому инструмент. Сердился, когда они ленились, и настойчиво требовал продолжать обучение. Все трое детей стали профессиональными музыкантами, преподавателями музыки. Детская музыкальная школа носит имя его сына Юрия Ивановича ПЕРФИЛОВА. Внучки: Наталья ЗОТОВА – профессиональная певица, Алла ПЕРФИЛОВА (Валерия) – народная артистка России. Вспоминает Татьяна Ивановна ЗОТОВА:
Отец настолько любил музыку, что в редкие минуты отдыха, едва умыв лицо и руки от масла, угля, копоти брал в руки баян и подолгу подбирал услышанную мелодию. Часто после поездки всей паровозной бригадой пели песни, под аккомпанемент трех баянов. Я уже не помню фамилий, но помощник и кочегар паровоза тоже играли на баянах. Когда старшая сестра начала хорошо играть, отец просил ее заниматься рядом с телефоном (у всех машинистов были телефоны для вызова в рейс), и вся дорога слушала, как Аля играет. После войны отец водил пассажирский поезд «Аткарск-Баланда» и нередко брал меня на паровоз. Я знаю, какой это был нелегкий труд. Продуваемая ветрами, раскаленная от жары или мороза кабина, грязь, копоть, в окно летят искры от топки. Готовили еду они себе сами, в дежурках на станции. Мама рассказывала, что в войну машинистам полагался паек. Отец всегда привозил его домой детям, сам питаясь чаем и картошкой. Награды просто так не давали. Машинисты уходили на пенсию с букетами заболеваний.
Михаил Никифорович КЛИМОВ, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, очень любил жену и своих четверых детей. Рано оставшись сиротой, он всегда мечтал о своей семье.
У нас было золотое детство, — вспоминает его дочь Валентина Михайловна. – Отца мы видели редко, только придет с работы, а за ним уже рассыльный бежит. Телефон нам позже установили. Мама едва успевала в его чемоданчик еду сложить. В финскую войну отца, как опытного машиниста, командировали возить военные грузы. Мы даже не знали, где он. В депо, выдавая маме его зарплату, говорили, что он в командировке. Вернувшись, отец немедленно, никому ничего не говоря, вырыл в огороде окоп с земляными скамейками и перекрыл его крепкими бревнами, а сверху засыпал землей. Когда в войну через Аткарск летали немецкие самолеты, мы прятались в этом окопе.
Михаил Никифорович водил поезда в осажденный врагами Сталинград. В его жестяном чемоданчике, кроме продуктов, кружки, мыла и полотенца всегда были книги. Он очень много читал, как техническую, так и художественную литературу. Мог поддержать любой разговор, дать дельный совет. После войны, когда водил пассажирские поезда и работал по графику, много времени посвящал семье. Часто водил детей на речку, в лес, парк.
Владимир Матвеевич ГОЛУБКОВ, кавалер ордена Трудовой Славы II и III степеней, родился в Аткарском селе Павловка. Закончив железнодорожное училище, в 1944 году пришел в паровозное депо сначала кочегаром, но уже через несколько месяцев самостоятельно водил поезда. Опытные машинисты пророчили парнишке трудовые победы, видя его отношение к обязанностям.
- Отец любил свою работу, — рассказывает дочь Наталья Владимировна, — он ко всему относился очень обстоятельно. Хозяин с большой буквы, как на работе, так и дома. Сам, от гвоздя до гвоздя построил дом, любил заниматься в саду и огороде.
На столе награды отца: ордена, медали «Победитель IX пятилетки», «Победитель X пятилетки», «Ударник социалистического соревнования», «Ударник коммунистического труда». Владимир Николаевич вел общественную деятельность, много лет был членом профсоюза. Он любил свою работу и слава не обошла его стороной. 43 года проработал в депо, водил паровозы и тепловозы. Уже будучи на пенсии, никак не мог расстаться с родным предприятием и еще 4 года работал на стрелочном посту.
Автор текста: Ольга Капитонова