19 марта – День моряка-подводника. И как бы ни был Аткарск далек от морей и океанов, но и в нашем сухопутном городе живут настоящие покорители океанских глубин.
Старший мичман Геннадий БОЛТАЧЕВ на атомных подводных лодках прослужил 26 лет. За два с половиной десятилетия он совершил 10 дальних походов.
На флот Геннадий Анатольевич попал благодаря военкому, решившему таким образом наказать парня, забравшего документы из Пермского военного училища. «Наказание» стало судьбоносным. В октябре 1978 года Геннадий, призывавшийся из Удмуртии отправлся служить на Тихоокеанский флот, где стал торпедистом на атомной подводной лодке второго поколения. А спустя два с половиной года службы понял, что флот и братство моряков-подводников стало неотъемлемой частью его жизни и решил остаться на флоте.
— Выпустившись из школы мичманов я вернулся служить на свою подлодку, а потом перешел на атомоход третьего поколения — проект 949. К этому же проекту принадлежит и печально известная подлодка «Курск», — рассказал Геннадий Анатольевич.
Служба на подлодке – трудная. Во время боевого похода, который длится около 80 суток, свободного времени практически нет. Часть экипажа несет вахту, часть отдыхает. Потом пересменка. А в случае боевой тревоги, всплытия или погружения каждый, независимо от того, чем он был занят, должен быть на своем посту.
Традиции – неотъемлемая часть быта подводников в дальних походах.
— Если на борту есть молодежь, у которой это первый поход, то обязателен ритуал посвящения в подводники. При погружении к потолку лодки подвешивается кувалда. Одна сторона намазана густой смазкой. Кувалду раскачивают, новобранец должен поцеловать кувалду с измазанной стороны и избежать удара кувалдой по зубам. А потом дают забортной воды выпить, — рассказал старший мичман. – Некоторые не догадывались, что кувалду на излете «ловить» нужно. Ответственных заданий таким не доверяли.
Максимальная глубина, на которую Геннадий Анатольевич погружался – 800 метров. И на вопрос, правда ли показывают в кинофильмах про подводников, что борта лодки сдавливаются давлением так, что натянутый шнур провисает на несколько сантиметров, подводник лишь усмехнулся.
— На дизельных подлодках – не знаю, а на атомных такого нет. Хотя скрежет и на атомоходах сильный стоит, — рассказал Болтачев.
А вот сцены, где возвращающуюся из похода подлодку встречают с жареным поросенком, старший мичман назвал правдивыми.
— Когда я служил экипажи, возвращающиеся из похода, встречали жареным поросенком, — заверил он.
В 2006 году Геннадий Анатольевич, уволился в запас и вместе с семьей переехал жить в сухопутный Аткарск и вошел в аткарское морское братство.
Уроженец Аткарска, старшина 1 статьи Николай ХАЛИМАН в подводном флоте проходил срочную службу.
— Я лет с 10 мечтал стать моряком. После 8 класса поступил на штурманское отделение Саратовского речного училища. Штурманом я проработал одну навигацию. В 1970 году меня призвали в армию. Когда на призывной комиссии спросили, куда хочу, сказал на флот. Думал, буду бороздить просторы океана на корабле, а попал на подлодку, — рассказал Николай Степанович.
Срочную службу Халиман проходил на Северном флоте на атомной подлодке второго поколения. Был машинистом-трюмным, отвечал за внутренний микроклимат, следил за гидравликой и воздушной системой высокого давления.
Свое первое погружение, как и первый поход, Николай запомнил на всю жизнь.
— Первое погружение, как и посвящение, у меня буднично прошло. Настоящий экзамен мне пришлось сдавать через несколько дней, — вспоминает Халиман.
Во время похода на подлодке случился пожар. Наш земляк не растерялся и действовал по инструкции. Свой отсек он покидал последним.
— До базы мы благополучно дошли. А когда меня из госпиталя выписали, командующий флотом за умелые действия мне благодарность выразил и наградил отпуском, — рассказал подводник. – Лодку, на которой мы горели, «бедовой» прозвали. Постоянно с ней что-то да случалось. Ее потом, кажется, в Индию продали.
Службу Николай продолжил на другой подлодке, а после пары боевых походов отличник ВМФ, старшина 1 статьи Халиман уволился в запас и вернулся в родной Аткарск.